 Итак, я Вас встретил.
Сегодня мы побываем в одном маленьком, но очень примечательном городке. Мы садимся в машину и несемся по неимоверно красивой дороге, которая в некоторых местах превращается в зеленые дубовые и тополиные тоннели. Тень такая, что на некоторых участках приходится включать ближний свет. И вот через полчаса мы выезжаем на набережную Коркского залива и достигаем цели нашего путешествия. Это Коб (Cobh). Чем же он примечателен? О, это я вам обязательно расскажу, но сперва, как обычно, небольшая справка.
Итак, Коб – южные ворота Ирландии. На крутом невысоком холме уютно устроился маленький зеленый городок. Совсем крохотный. Население чуть превышает 5 000 жителей, вместе с собаками и курами. Но, не смотря на внешнюю скромность, он претендует на бесспорное уважение, как один из главных свидетелей величайших трагедий в истории мореплавания.
«Титаник» был построен и спущен на воду 31-го мая 1912 года на верфях «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айлэнде возле Белфаста. Три тысячи человек напряженно трудились в течение двух лет. И через десять месяцев после спуска на воду 2 апреля 1912 года, "Титаник" успешно прошел ходовые испытания. И уже 10 апреля от причала Саутгемптона корабль ушел в легендарный рейс через океан. В то время Ирландия регулярно снабжала Соединенные Штаты своими эмигрантами.
 Памятник Энни Мур и ее детям - первым ирландским эмигрантам, прибывшим в США.
Кто-то подсчитал, что на сегодняшний день ирландско-американская диаспора разрослась до 40 млн. человек. Может быть, среди них и сейчас живут потомки тех, кто был в этом рейсе. Ведь «Титаник» не ушел в Штаты прямо из Англии. Он зашел в Коб и принял последних пассажиров.Там же был его последний причал. Там была его последняя гавань, там осталась о нем печальная память. Вот и все. Остальное вы знаете.
 Последний причал "Титаника"
 Памятник жертвам "Титаника"
Но, видимо этому городку на судьбе написано лить соленые слезы. Такие-же соленые, как и волны, что ласкают его причалы. 7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль «Лузитания», который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 в пяти милях от гавани Коба. Через восемнадцать минут после взрыва «Лузитания» полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту «Лузитании», погибло 1198.
 Памятник жертвам "Лузитании" По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель «Лузитании» назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны. Но в этом случае англичане явно слукавили. Корабль был под завязку заправлен контрабандной взрывчаткой, так необходимой в период войны. Германская разведка была в курсе этих махинаций и предупреждала, что в этом случае пассажирские корабли будут приравнены к военным транспортам и будут атакованы. И немцы даже выпустили специальное обращение к американским пассажирам, дабы не пользоваться услугами Британского пассажирского флота. Как следовало из текста, объявление было помещено германским посольством. На причале росло беспокойство. Но представитель компании «Кунард» успокоил всех, кто стоял с билетами у борта «Лузитании». "Лайнер нашей компании был и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И никакой немецкий военный корабль или подводная лодка просто не смогут догнать «Лузитанию». Официальная британская версия безоговорочно утверждала, что «Лузитания» погибла в результате взрыва двух немецких торпед. "Королевская следственная комиссия", которая по традиции создается в Англии для выяснения причин крупнейших катастроф, признала в своем окончательном документе, что на борту пассажирского корабля не было боеприпасов. Ответственность за гибель пассажирского корабля была возложена на командование германских военно-морских сил, которое разрешило капитанам подводных лодок без предупреждения нападать на мирные суда. Торпеды, которые применяли немецкие подводные лодки, были относительно несовершенны. Могла ли такая торпеда проделать в борту «Лузитании» пробоину, в которую, как говорили очевидцы событий, "мог проехать паровоз"? В 1918 году огромный английский пароход «Джустишиа» был атакован подводными лодками. И хотя первая же торпеда вызвала серьезные повреждения, «Джустишиа» продержалась на плаву около суток, и за это время немецкие подводники несколько раз повторяли торпедную атаку. Немецкие моряки были уверены, что «Джустишиа» была потоплена шестью торпедами такого же типа, что применялись в 1915 году. Современники запомнили события 7 мая 1915 года как преступление, совершенное германскими милитаристами. И в самом деле: гибель 115 граждан США при нападении U-20 на «Лузитанию» вызвала резкие протесты Америки. Демонстранты несли антигерманские лозунги и требовали наказать Германию. Правительство США направило в Берлин официальную ноту. Германское правительство вынуждено было ограничить подводную войну: с 6 июня 1915 года немецким подводным лодкам запрещено было нападать на большие пассажирские корабли. «Лузитания» была принесена в жертву большой политике. А что касается Коба, то его жители на рыбацких лодках и прочих мелких суденышках спасли тех, кто еще держался на воде после торпедной атаки. А погибших похоронили на своем кладбище возле собора Св. Колемана. Сегодня ничего не напоминает нам о тех страшных событиях. Разве, что всегда живые цветы у подножия памятников.
Коб ежедневно встречает туристов и любитилей морской рыбалки. На берегу залива разбит маленький цветущий скверик с беседками и детскими площадками. Изысканные рестораны морской кухни призывно светят иллюминаторами, заменяющими привычные окна. Улицы поражают чистотой и тропической зеленью. И вся палитра красок, как спустившаяся с неба радуга, расцветила отели и школы, жилые дома и магазины. И только древний, совершенно неимоверных размеров, кафедральный собор строго взирает с вершины холма на все это великолепие.
 Вид на центральную улицу города и холм
 Коб в августе
 Разве не мило?
 Вид на Кафедральный собор. Очень строгий и красивый, а вблизи просто ошеломляющих размеров. Вероятно, есть и побольше, но я ничего подобного в жизни не видел.
 Просто отель и просто пушка
 Тот же отель, но пушка другая. Рядом с пушкой - дети. Один - мой старший, другой - местный. А теперь проверим, внимательно ли Вы читали мой прошлый репортаж. Вопрос на засыпку: кто их них ирландец?
 Просто дворик
 Уже скоро 100 лет, как эксплуатация названия трагически погибшего корабля с тысячами жертв приносит устойчивый доход владельцам этого ресторана
 Лодочная станция
До новых встреч на земле изумрудного острова.
Ваш Олег Галах (raskumarin). Август 2005 г.
В статье использованы материалы: http://www.float.ru/diving/the_death_of_lusitania.htm и http://home.tula.net/titanic/central.htm . За что авторам моя особая благодарность.
Просмотров: 4577, Автор: Олег Галах
|