≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #39
09/05/2012
Просмотров: (28622)
ПОЭЗИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ВЕРНИСАЖ
ПРОЗА
ОТ РЕДАКЦИИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА
КИНО
ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
ПАМЯТЬ
УВЛЕЧЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[3]:
 Гостей: 3
 Участников: 0


  Чему нас учат старинные сказания?

В статье «Девственность – мечта любого мужчины?» я упомянула героев любовных историй - в том числе Тристана и Изольду. Эта легенда широко известна, она пересказана десятки раз, по ней снимают фильмы и пишут оперы. Однако можно увидеть в ней не только романтическое повествование. Сказки, мифы, притчи создавались не столько для развлечения, сколько для передачи мудрости и знаний, повествуя о сложных, противоречивых, драматических путях души.

Какое же знание скрыто в повести о Тристане и Изольде?

Начнем с рождения Тристана. Его отец гибнет в битве с врагами, а мать (ее имя Бланшефлер, белый цветок) умирает с горя сразу после рождения ребенка, дав ему имя, происходящее от слова «tristesse» - «печаль». С самого детства герой обречен на печаль и сиротство. Он не знает материнской любви и вырастает в суровом воинственном мужском мире.

Однако Тристан становится не только великим воином: ему одинаково подвластны меч, шахматы и лютня. Они символизирует силу, интеллект и чувства.

Став взрослым, Тристан побеждает врагов и возвращает свои владения. Но ему тесно в своем маленьком захолустном королевстве, и он едет в столицу, ко двору своего дяди короля Марка, где становится первым рыцарем. Холостой и бездетный Марк назначает племянника наследником престола (снова мы видим следы старинного обычая, когда брат матери оставлял наследство ее сыну!).

Королевство Марка – очень мужское. Здесь есть король, но нет королевы. Все подчинено мужским ценностям: закону, долгу, чести, верности слову.
А за морем лежит Ирландия – матриархальное женское царство. Там правит королева-волшебница, а военный вождь… да, разумеется, ее брат Моргольт. Он приезжает каждые три года к Марку за данью: сотня лучших юношей и девушек угоняются в рабство.

Здесь мы видим темную архаичную сторону матриархата: магия вместо закона, инстинкты вместо разума, сила рода вместо силы личности. Моргольт, повинующийся Темной Богине, жесток, дик и безжалостен. Он находится под властью стихии, и животное начало в нем сильнее человеческого.

В современной психологии это называется одержимостью материнским комплексом. Мужчины, слишком долго находящиеся под властью сильной безжалостной матери, либо остаются вечными детьми, либо становятся необузданными и агрессивными – но при этом приобретают все черты, которые принято считать даже не женскими, а «бабскими»: истеричность, коварство, неуправляемость, мелочную злобность и готовность разорвать в клочки чужих ради своих.

Моргольт именно таков. Он считает себя самым сильным, а значит, имеющим право угнетать слабых. Никто не может противиться его мечу. А если такие смельчаки найдутся – Моргольт без зазрения совести прибегнет к яду.

Тристан бросает вызов Моргольту. Новый идеал мужественности, созданный средневековой рыцарской культурой, бросает вызов варварству и дикости. Меч Тристана служит не грубой силе, а справедливости и защите слабых. Ясный ум и способность к стратегическому мышлению (ведь Тристан – прекрасный шахматист!) помогает ему выиграть битву. Моргольт мертв - и народ славит освободителя. Теперь никто не усомнится в его праве на престол. Его ждет блестящее будущее, слава и всенародная любовь.

Но Моргольт перед битвой смазал меч ядом - и этот медленно действующий яд уже проник Тристану в кровь.

Что это означает? Темные инстинкты не сдаются так просто. Их не победить ни силе, ни разуму. Словно ядовитое облако, они окутывают сетью сплетен, интриг, предрассудков, слухов, наговоров, диких, иррациональных эмоций. Когда эти инстинкты овладевают толпой, она тащит на костер, устраивает суды Линча и погромы, видит во всех чужаках врагов и виновников своих бед. Здравый смысл и справедливость здесь бессильны, подобно мечу Тристана, которым можно справиться с врагом, но не с отравой.

И тогда Тристан просит положить его в лодку и направить ее в море. Он берет с собой лютню, чтобы умереть, глядя на звезды и играя мелодию, навеянную морем и ветром. Пусть стихия несет его лодку, куда хочет.

Именно такой отказ от силы и контроля – единственное спасение в ситуации, когда разум заходит в тупик и не видит выхода. Просто довериться потоку, интуиции, природе - и они совершат чудо.

Чудо случается: лодка приплывает к берегам Ирландии и девушка на берегу слышит музыку. Она спешит к лодке и видит там умирающего незнакомца.

Это принцесса, дочь ирландской королевы и племянница Моргольта. Мать передала ей искусство целительства. Но Изольда – не служительница Темной Богини, она не повинуется безжалостным родовым инстинктам. Ее женственность – иная, на новом, более высоком уровне. Если говорить на языке энергетических центров – это не уровень второй чакры (сексуальности), а уровень четвертой чакры – сердца.

Изольда спасает Тристана. Именно трансформированная, просветленная женственность способна преодолеть темную, инстинктивную сторону женского начала, любовь и сострадание могут рассеять ядовитый туман иррационального безумия.

Изольда прощает Тристану гибель ее дяди: Моргольт был несправедлив и жесток, он заслужил свою смерть. Тристан не мог поступить иначе – он должен был спасти невинных от рабской участи. Изольда это понимает.

И здесь начинается преддверие будущей трагедии.

Тристан и Изольда созданы друг для друга и в глубине души оба это осознают. Но знакомый, привычный голос долга и чести заглушает в душе Тристана первые робкие ростки нового, незнакомого чувства. Для мужчины дело всегда важнее женщин, и Тристан – не исключение. Он не желает подчиняться женскому началу, как любой нормальный мужчина не желает возвращаться в детство, когда он подчинялся власти матери. Страх перед растворением в материнской стихии и стремление отстоять свою личность – естественные и здоровые мужские качества. Возвращаясь к языку энергетических центров – это переход с уровня второго центра – свадхистханы – на уровень третьего, мужского центра – манипуры. Это естественно – подниматься вверх, а не опускаться вниз.

Но Тристан еще не осознает, что уровень закона, справедливости и социально значимых ценностей – не самый высокий. Он был готов сдаться морю и музыке – но не женщине, не понимая, что Изольда для него не просто женщина, а судьба.

Вернувшись домой, Тристан обнаруживает, что яд, от которого он избавился благодаря Изольде, отравил окружение короля. Толпа завистников, сочтя его мертвым, начали делить право на престол и очень недовольны возвращением назначенного королем наследника. Они перешептываются за спиной Тристана, распускают слухи о его корыстолюбии и хитрости, называют его пришельцем и чужаком, утверждают, что народную любовь он завоевал хитростью и обманом и замышляет лишить Марка престола еще при жизни…

Тристану отвратительны эти слухи. Он хочет остаться безупречным в глазах короля, который, впрочем, и так ни в чем его не упрекает и слухам не верит. Придворные твердят, что король должен жениться и родить законного наследника. Марк стремится этого избежать: он привык к своей холостяцкой свободе, он любит племянника и считает, что лучшего правителя не найти. Чтобы избавиться от докучных придворных, Марк цепляется за смешной предлог: обнаружив на подоконнике золотой волос, принесенный случайно залетевшей птицей, король заявляет, что женится лишь на обладательнице этого волоса. Марк уверен, что теперь его наконец оставят в покое.

Придворные растеряны. Они понимают, что не смогут найти незнакомку. И тут… сам Тристан обещает ее привезти. Он единственный, кто узнал этот волос.

Что им движет? Что заставляет его отказаться и от престола, и от любимой девушки? Можно назвать это желанием быть «хорошим», «правильным», доказать свою безупречность, бескорыстие и верность долгу. Разумеется, в этом много презрения к клеветникам. Увы – в этот момент стремление «казаться» побеждает стремление «быть». И это первый шаг к смерти.

Почему? Ведь тысячи людей спокойно следуют стремлению казаться хорошими в глазах окружающих, заслужить их похвалу, жертвуя своими подлинными желаниями – и ничего, спокойно живут. Почему же для Тристана этот путь стал гибельным?

Видимо, здесь вступает в силу истина: кому много дано, с того много и спросится. Тот, кто всю жизнь ходит по равнине, не рискует свалиться в пропасть: это грозит лишь восходящим на вершину. И чем выше вершина, тем опаснее малейшая ошибка.

Тристан возвращается в Ирландию и побеждает всех соперников на турнире. Он просит руки принцессы… не для себя, а для своего дяди и короля. С точки зрения социума, это великолепный выбор: Изольда станет королевой. С точки зрения души это подобно смерти. Изольда упрашивает его не отдавать ее другому мужчине… но Тристан неумолим: он дал слово и нарушить его – бесчестье.

Понимание приходит к нему слишком поздно: когда Изольда уже стала женой Марка. Так происходит всегда: если мы не слышим голоса души, когда он говорит с нами негромко и ненавязчиво – нам приходится услышать его в голосе отчаяния и боли, а порой безумия и смерти. Душа не терпит насилия, и если мы отказываемся от счастья, оно превращается в горе.

Теперь Тристан и Изольда обречены на тайные торопливые свидания, на вечный страх разоблачения и позора, на муки совести из-за того, что оба чувствуют себя предателями перед королем, на постоянную ложь и притворство. Им все тяжелее и мучительнее: они не могут быть вместе и не могут расстаться. Разрыв становится все глубже, превращаясь в пропасть. Они проходят через разлуку, изгнание, позор, угрозу казни и наконец смерть. В ином мире и в памяти людей они навсегда вместе, но счастье на земле они утратили. Бланшефлер, белоснежный цветок, расцвел лишь на их могиле. Возможно, умершая мать Тристана прислала им прощальный дар.

Такова плата за один-единственный неверный выбор, за нежелание отказаться от привычных убеждений ради нового, неизвестного и более высокого закона. Кому предназначено двигаться вперед, не имеет права оставаться на месте – он неизбежно рухнет вниз.

Стремление «казаться» и «соответствовать» и вправду необычайно сильно в любые времена. Страх выглядеть плохим, смешным, нелепым очень велик. Тристану приходится сталкиваться с этим страхом много раз: когда он притворяется нищим бродягой и шутом, подвергается публичному осуждению, отправляется в изгнание, умирает от раны, которую уже никто не в силах исцелить… Такова месть сильной души, обратившей свою силу против предавших ее разума, личности и тела.

А если герой услышит голос души вовремя? Сила, способная разрушать, способна и созидать. Есть легенда на эту тему – ее рассказывает старая мудрая женщина в «Кентерберийских рассказах» Чосера. Герой рассказа – великий рыцарь Ланселот, а Джиневры, как ни странно, в рассказе нет. Видимо, действие происходит в параллельной реальности.

Здесь Ланселот во время своих странствий встречает старую колдунью, которая помогает ему выиграть битву с великаном, а он обещает за это исполнить любую ее просьбу. Когда великан побежден, колдунья просит Ланселота жениться на ней.

Ланселот в ужасе - но слово есть слово. В назначенный день колдунья в подвенечном наряде прибывает ко двору короля Артура, и первый рыцарь под насмешки прочих рыцарей и горестные вздохи дам ведет ее к венцу.

Когда новобрачные остаются вдвоем, происходит чудо: безобразная старуха превращается в ослепительную юную красавицу. Потрясенный Ланселот не верит своим глазам, а юная супруга рассказывает ему, что на нее было наложено заклятие, которое мог снять лишь тот, кто согласится жениться на ней в облике старухи. «Теперь я смогу принимать свой истинный облик либо днем, либо ночью, - добавляет она. – Я поступлю, как ты прикажешь: я могу быть юной и прекрасной днем – и все остальные рыцари будут тебе завидовать. А когда мы останемся ночью вдвоем, я снова превращусь в старуху. Либо днем я буду старой и уродливой, и тебя будут жалеть и смеяться над тобой. Но как только мы останемся вдвоем – я стану прекрасной, и наши ночи будут полны любви и блаженства».

Ланселот заколебался. Ему предстоял нелегкий выбор. Некоторое время он молчал, а затем принял решение. «Я готов терпеть насмешки, - твердо ответил он, - потому что днем буду помнить, какова ты на самом деле. Я выбираю любовь».

«Будь по-твоему», - ответила она. Они провели волшебную упоительную ночь. Утром Ланселот долго не хотел открывать глаз: ему было невыносимо снова увидеть мерзкую старуху. Наконец он собрался с духом… и обнаружил, что его жена по-прежнему молода и даже стала еще прекраснее, потому что ее лицо светилось счастьем и любовью.

«Ты окончательно снял с меня заклятие, - произнесла она, - в тот момент, когда пожертвовал тщеславием ради любви. За это ты обретешь и мою вечную любовь, и великую славу».

© Алина Даниэль (Catriana)



Просмотров: 1258,  Автор: Алина Даниэль (Catriana)
Понравилось: 3      
Другие статьи автора Алина Даниэль (Catriana): (9) (Клик для открытия)

Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов