Польская культура характеризуется тысячелетней приверженностью Римско-католической церкви и многовековой близостью к западноевропейской культурной традиции. Франция, Германия и Россия, оказывали заметное влияние на культурное развитие Польши. Поляки внесли большой вклад в развитие мирового искусства, естественных и гуманитарных наук. Многие из них получили всемирную известность и в кино – Анджей Вайда (Пепел и алмаз, Канал), Роман Поланский (Нож в воде, Пианист), Кшиштоф Кеслёвский (Три цвета – Синий, Белый, Красный) и Кшиштоф Занусси (Ночные тропы).
Три цвета. Белый.
Оригинальное название: Trzy kolory: Bialy Год выхода: 1994 Жанр: Комедия, Драма, Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский /Krzysztof Kieslowski/ В ролях: Збигнев Замаховский /Zbigniew Zamachowski/, Жюли Дельпи /Julie Delpy/, Януш Гайош /Janusz Gajos/,Ежи Штур /Jerzy Stuhr/.
Представив данный фильм на Берлинском кинофестивале 1994 года Кшифтоф Кеслевский стал победителем в категории лучший режиссер.
Творческое кредо режиссера- попытаться средствами кинематографии рассказать нам о бессмысленности загонять жизнь конкретного человека в любые рамки - закона, здравого смысла или религии. Синий цвет, как уже рассказал нашим читателям forrevver, посвящен проблемам СВОБОДЫ конкретного человека, личности. Это фильм о любви, о той любви, которая в определенном отношении делает человека несвободным. Метафорическая притча об освобождении от власти губительных чувств. Музыка в фильме становится тождественной самой жизни. Специалисты говорят, что вторая часть трилогии- БЕЛЫЙ- более спонтанна, иронична и не выстроена, как будто режиссер во всем положился на случай. Думаю, что это ошибочное мнение. Сам белый цвет у Кеслевского ассоциируется в первую очередь со снегом, поэтому первые кадры фильма с него и начинаются. Кроме того, белый цвет - это символ равенства, свободы. Это и обретают герои после всевозможных перипетий, больше напоминающих сатирический набросок нравов жителей разных стран Европы.
В заключительной части трилогии действие фильма происходит в Женеве. Героиня Ирен Жакоб, работающая моделью, случайно встречает… Но о Красном мы поговорим в следующем номере.
О чем же наш фильм.Это притча о необходимости равенства между людьми во всем мире приобретает в этом фильме черты трагикомедии, саркастической истории о человеке, который теряется в цивилизованном мире - зато прекрасно чувствует себя в постсоциалистическом обществе. Лишь в финале этот сатирический набросок нравов превращается в щемящий рассказ о жажде любви... Итак, основных героев четверо. Но все вращается вокруг одной оси - взаимоотношений парикмахера из Варшавы Кароля и владелицы салона из Парижа Доменик. Начала этот истории мы не видим. Кароль - прекрасный мастер, обладатель многочисленных дипломов , полученных на международных конкурсах парикмахеров. Знакомство на одном из них с Доменик приводит в пылкому роману и скорому браку. И все у молодых хорошо, но только в Польше. Но в Польше бардак постсоциалистического периода. И молодые уезжают в Париж.
Чем занимался Кароль в Париже мы тоже не знаем. Видимо, работал в салоне мадам Доменик. И жили они в достатке, но что-то сломалось в Кароле. И дальше их историю следовало бы препарировать во всеми любимой рубрике ПРО ЭТО. Его бы быстренько научили как и чем заниматься. Секс с Каролем у Доменик уже не тот, что прежде . Но Кароль и Доменик не идут к врачам - они идут...в суд. Но при этом им кажется, что они все еще любят друг друга. Интересно, а куда бы пошли наши читатели?
Кароль не знает французского. То ли по лености, то ли большой надобности он в этом не видел. Естественно, такое положение делает из НЕРАВНЫМИ и в браке, и в жизни, и в суде.Вы еще помните, что фильм о РАВЕНСТВЕ? Суд он проигрывает. Но Доменик и этого мало. Дамочка решает, что нужно лишить бедного Кароля и всех имущественных прав. Она поджигает салон и сообщает в полицию о том. что это совершил террорист (я чуть -чуть осовременил это действие) Кароль .Теперь у Парикмахера на хвосте еще и полиция. Кароль скитается по Парижу. Теряет свои документы, паспорт. Цивилизованная Франция отвернулась от бедного Кароля. Теперь он ночует в метро. Странно, что после развода он не бежит искать работу, у него депрессия. И зарабатывает Кароль игрой на расческе в подземном.
По польской мелодии его вычисляет другой поляк - профессиональный картежник Миколай, которому надоела жизнь. “Мы поставили перед собой задачу: заставить зрителя безоговорочно поверить в показанную нами действительность, как в реальную жизнь”, - сказал Кеслёвский в одном из интервью. И делает это он превосходно. Миколай предлагает Каролю выгодный контракт - убить человека, который сам его об этом просит. Но Кароль отказывается. У него в голове созревает план оригинального отмщения своей бывшей супруге. План восстановления РАВЕНСТВА и СПРАВЕДЛИВОСТИ. Это теперь он бедный импотент, выброшенный на улицу эмигрант, без языка, жилья, денег, паспорта...ночует в метро... А Доменик - с любовником, в тепле парижской квартиры, с салоном красоты...
Но для осуществления плана нужно вернуться в Варшаву, Кароль верит, что родина принесет ему удачу, любовь и справедливость…
Если вас заинтересует вопрос, в чем же мораль этой притчи, то я вам отвечу так. На вопрос “Как жить?” в своих фильмах маэстро отвечает — “Не знаю”, но в них каким-то непостижимым образом содержится надежда, что когда-нибудь мы сможем понять, что же происходит с нами на самом деле.
Два слова об исполнителях главных ролей. Кароль - Збигнев Замаховский / Zbigniew Zamachowski / сыграл великолепно. А вот особых похвал в адрес Доменик -французской актрисы Жюли Дельпи /Julie Delpy/, я высказать не могу.Сорри.
Премии и награды:
Кшиштав Кесьлевский: Главный приз берлинского кинофестиваля за 1994 год
Избранная фильмография: 1971 «Рабочие-71: ничего о нас без нас» 1974 «Персонал» 1980 «Кинолюбитель» 1984 «Без конца» 1988 «Короткий фильм о любви», «Короткий фильм о убийстве» (Декалог) 1991 «Двойная жизнь Вероники» 1993 «Три цвета. Синий» 1994 «Три цвета. Белый» 1994 «Три цвета. Красный »
текст: © Flik картинки: squadron.ru
Просмотров: 5379, Автор: Flik
|