Мы уже посещали мемориалы, установленные на Дороге Жизни, но в этом году решили освежить впечатления, посмотреть, что изменилось и съездить на другой берег.
Первый мемориальный комплекс на нашем пути – «Цветок жизни». Он был открыт в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
За Цветком находится аллея Дружбы, посаженная делегатами пионерского слета. На аллее установлены стелы, надписи на которых сообщают о подвиге ленинградских мальчишек и девчонок, вставших к станкам, попавшим на фронт или партизанские отряды. Кроны лип сильно разрослись и прочитать, что написано на стелах сложно.
На гранитных камнях, расположенных на кургане в конце аллеи, высечены строки блокадного дневника Тани Савичевой. Этот дневник фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников (хотя этот факт подвергается сомнению).
Если ехать со стороны Питера, то к «Цветку жизни» подойти не представляется возможным – трассу расширили, обочины исчезли и дорогу преграждает разделительная полоса. Можно развернуться перед постом ГАИ или во Всеволожске. Мемориал я фотографировала уже на обратном пути. Кстати, с той стороны дороги оказалась вполне удобная парковка.
Из-за моего сильного возмущения невозможностью остановиться у «Цветка жизни», мы проскочили памятник «Балтийские крылья».
«Здесь, на этом поле, в 1941-1943 годах были аэродромы авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу Жизни».
Глядя на лесок позади памятника сложно представить, что когда-то там было поле.
На протяжении всей трассы установлены памятные столбы, отсчитывающие каждый километр.
Как раз на десятом километре, во Всеволожске, находится еще один мемориальный комплекс «Румболовская гора».
Слева памятник в виде листьев дуба и лавра – символизирующих жизнь и славу, а желудь у основания – новую жизнь.
Рядом гранитные плиты со строчками из Ленинградской поэмы Ольги Берггольц:
«Дорогой Жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги»
Справа - комплекс памятников, посвященный трагическим событиям ХХ века: Памяти погибших и замученных в фашистских концлагерях, жителям Всеволожского района погибшим в Афганистане и в Чеченской республике, памятный знак - Помни Чернобыль.
Чуть дальше - братские могилы погибших на Дороге Жизни. За ним ухаживают учащиеся лицея №1 г. Всеволожска.
Через пару километров можно видеть сохранившийся участок настоящей дороги, такой, какой она была в те грозные годы.
Можно только представить, как чувствовали себя военные шоферы на петляющей, вымощенной булыжником трассе.
На трех высоких стелах изображение указателей, которые устанавливались в годы войны.
На 17-ом километре - памятник «Катюша». Он установлен на месте расположения частей зенитной артиллерии, защищавших Дорогу Жизни от налетов вражеской авиации. Проект этого памятника был разработан архитектором Л. В. Чулкевичем, который в годы блокады командовал автоколонной, доставляющей продовольствие по Дороге Жизни.
«1941—1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава»
Следующая остановка у братских могил в Ириновке.
Здесь похоронены ленинградцы, погибшие при эвакуации, солдаты, умершие от ран в госпиталях и девушки-воины медицинских и инженерных частей. Сердце сжимается от горечи и боли, когда читаешь простые слова, высеченные на камнях.
«Город очень хотел спасти
Матерей, детей, стариков.
Голод здесь их догнал в пути,
У приладожских берегов»
«Их рвал металл, и взрывы их глушили,
И не смогли спасти госпиталя…
Здесь ратный путь герои завершили,
Храни солдат, родимая земля!»
И вот перед нами берег Ладожского озера и мемориал «Разорванное кольцо». Отсюда начиналась ледовая дорога на Кобону.
Железобетонные арки символизируют кольцо блокады, а разрыв между ними – Дорогу Жизни.
Памятную плиту с текстом обновили.
Кусочки хлеба, лежащие на этой плите, привезенные кем-то из посетителей, производят куда более сильное впечатление, чем ряды торжественных венков.
Неподалеку настоящая зенитка. Из таких орудий прикрывали дорогу.
Затем мы отправились в поселок Коккорево, где находится музей «Дорога Жизни». В годы войны там размещался штаб ледовой трассы. К сожалению, музей оказался закрыт, но нам разрешили осмотреть площадку перед музеем, на которой выставлен транспорт Дороги Жизни и боевая техника ее защищавшая.
С площадки открывается довольно удачный вид на Осиновецкий маяк. К берегу у маяка в 1941 году пришел первый караван судов с зерном для осажденного города.
Наибольший интерес вызвал экспонат, появившийся в музее совсем недавно – остатки грузовика, на котором доставляли продовольствие в Ленинград.
Легендарную полуторку подняли со дна Ладожского озера 21 июня этого года.
Так же для доставки в город продовольствия, боеприпасов, пополнения для Ленинградского фронта и эвакуации жителей служили самолеты ЛИ-2,
одно и двухтрюмные тендеры, построенные в 1942 году Ленинградскими судостроителями.
В 1943 году отряд тендеров был передислоцирован на Черное море и участвовал в освобождении Керчи.
Светящийся буй «Железница» выставлялся на водную трассу и был основной точкой ориентирования при плавании.
В экспозиции представлены и другие интересные экспонаты: буксирный пароход, мачта канонерской лодки, артиллерийская установка, гаубица, зенитные орудия …
обломки штурмовика, бронелист которого хранит следы от пуль
и сами пули.
После осмотра музея отправляемся в объезд озера на другой берег. Перед поворотом на Кобону делаем остановку.
Здесь установлен памятник «Легендарная полуторка».
Рядом памятный знак «Неизвестному шоферу»
В Кобоне сразу же находим церковь Святителя Николая Чудотворца – цель этой поездки. Во время войны в ее здании находился эвакуационный пункт, где кормили и отогревали измученных ленинградцев.
У ворот нас встретила церковная староста Светлана, очень милая и приветливая женщина. Она рассказала нам историю церкви и, к моему величайшему восторгу, предложила подняться на колокольню.
Уникальность храма еще и в том, что это церковь-маяк. В крест были вмонтированы хрустальные шарики, отражающееся в них солнце служило ориентиром для рыбаков.
В основание нового креста так же вмонтировали хрустальный шарик, который привлекает внимание радужными переливами. Мне удалось «поймать» одну искорку.
Был так же в Кобоне свой музей Дороги Жизни. В мае 2010 года он сгорел вместе со всеми экспонатами. Остались только ступеньки и фундамент.
На местном кладбище братская могила.
Здесь, метростроевцы, прокладывавшие Дорогу Жизни, красноармейцы, ее защищавшие и ленинградцы, не выдержавшие изнурительного пути, нашли последний приют и упокоение.