Этот собор всегда привлекал мое внимание: в детстве он казался мне красивым леденцом, завернутым в уродливую обертку лесов, в юности - своей непохожестью на гармоничный архитектурный ансамбль центра города, он нагло и самоуверенно выбивался из стройного ряда домов на набережной, нарушая своими яркими красками привычный сероватый городской пейзаж.
Спас на Крови – было в этом названии что–то пугающе–таинственное, детское воображение рисовало ужасные картины, но мама сказала, что на том месте убили царя, а какого и почему - мне было уже не важно. Когда я стала интересоваться историей города, тогда и узнала, что гибель Александра II на набережной канала Грибоедова (тогда Екатерининского) была печальным итогом ряда действительно мистических событий. После второй неудавшейся попытки убийства испуганный Александр обращается к известной парижской гадалке, которая предсказывает, что он переживет 7 покушений на его жизнь. И еще при рождении будущего императора юродивый Федор будто бы предрек ему «смерть в красных сапогах». 1 марта 1881 года, взрывом бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким, Александру оторвало обе ноги, и вскоре он скончался в Зимнем дворце от потери крови. Это было восьмое покушение.
За что народовольцы так невзлюбили Александра непонятно. Тем более их маниакальная ненависть вызывает недоумение, когда читаешь о том, что сделал император за время своего правления для страны и народа. Об этом красноречиво говорят 20 гранитных табличек, расположенных на фасаде собора.
Итак, император убит. Менее чем через месяц после этого события комиссия по увековечению памяти Александра объявляет конкурс на создание церкви. Из большого количества работ выбирают проект архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Он же предлагает и название храма – собор Воскресения Христова. Спас на Крови – так стали называть храм в народе и именно под этим названием собор известен во всем мире.
Строительство храма началось в октябре 1883 года.
Бетонный фундамент собора, его конструкция, коммуникации, система отопления и электрификации – все было сделано в соответствии с последними достижениями науки и инженерии.
Высота главного купола 81 метр, в народе этот факт сразу же увязали с годом гибели Александра.
Купола до реставрации.
Работы велись 24 года. 19 августа 1907 года Спас на Крови был торжественно освящен.
Храм находился на государственном обеспечении, в нем не проводились привычные церковные обряды, только службы, посвященные памяти Александра II и читались проповеди. Приходским собор стал, как это ни странно, после революции.
Но уже в 1930 году Спас на Крови закрывают.
Было предпринято три попытки сноса храма. Первая - в 1931 году (областную комиссию по вопросам культов не устраивает «русский стиль» собора и то, что он является своеобразным памятником Александру II), затем в 1938 году (на лето 1941 года планируются подрывные работы), и в 1956 году Спас на Крови пытаются уничтожить под предлогом устройства транспортной магистрали. Всем этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться.
Во время блокады храм используют как морг, сюда свозят тела погибших от голода ленинградцев.
После войны Спас на Крови отдают под склад декораций Малого оперного театра.
И все это время существование собора находилось под угрозой, о которой не было известно ни городским властям, ни жителям города. В 1961 году, верхолазами был обнаружен неразорвавшийся снаряд. В блокаду, во время одной из бомбардировок, он пробил центральный купол и застрял в перекрытиях. Подумать только – он пролежал там почти 20 лет!
На фотографии контуром обведено место, где застрял снаряд.
В 1968 году собор берет под охрану Государственная инспекция по охране памятников. В 70-х годах начинается реставрация, которая затянулась на много лет. В городе даже стали поговаривать - «советская власть будет стоять столько, сколько стоят леса на Спасе на Крови». Леса сняли в 1991 году.… И в 1997-ом храм, наконец – то, открыли для посетителей.
Экскурсионные автобусы, как правило, останавливаются на площади перед собором, ну а те, кто решил посетить Спас самостоятельно, идут вдоль набережной канала от метро. Таким образом, редко кто осматривает фасад храма полностью. Это большая ошибка.
Западный фасад здания украшен гербами российских городов и губерний.
Коричнево-красная кирпичная кладка собора усиливает и выгодно оттеняет краски мозаичных изображений.
Со стороны Михайловского парка их заслоняет юго-западный притвор, похожий на сказочный терем. Его затейливое убранство притягивает к себе все внимание.
Вместе с северо-западным крыльцом они составляют единый архитектурный ансамбль. Их мозаичные полотна связаны между собой по смыслу: «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста» и «Сошествие во ад». Все они выполнены по эскизам В.М. Васнецова.
По праву, жемчужиной западного фасада является изображение распятия, выполненное по эскизу архитектора Спаса на Крови А.А. Парланда.
Когда я первый раз зашла в собор, у меня перехватило дыхание от той грандиозной, ошеломляющей красоты, которая мне открылась: почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей.
Мозаиками обрамлены даже окна собора.
На стенах размещены панно, выполненные на библейские сюжеты,
а на столбах – мозаики с изображением православных святых.
Мозаика главного купола «Христос Пантократор»,
северо-западного купола «Богоматерь»
и мозаики еще трех куполов выполнены по эскизам Н.Н. Харламова.
По замыслу Парланда все эскизы к мозаикам должен был выполнить В.М. Васнецов, но из-за занятости живописца, к работам были привлечены не менее выдающиеся русские художники и иконописцы – Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев, А.П. Рябушкин и другие.
Своим разнообразием и великолепием отделки поражает не только мозаичное, но и каменное убранство храма. Для иконостасов, сени и пола Спаса на Крови были использованы - итальянский мрамор, уральская и алтайская яшмы, порфир, орлец…
Общая площадь пола – 608 квадратных метров, и все это – резной мрамор итальянской работы. Он был почти разрушен, но трудом многочисленных реставраторов восстановлен в своем первоначальном виде. Сейчас он покрыт ковровыми дорожками, и лишь в центре собора оставлен для обозрения небольшой участок.
В интерьер собора включено место гибели Александра II (именно этим и объясняется необычное расположение Спаса на Крови). Над ним возведена сень, созданная по рисунку А.А. Парланда.
Священными реликвиями нам предстают камни мостовой и фрагмент ограды канала, на которые попали капли крови смертельно раненного императора.
Напротив сени, в восточной части собора, находится главный иконостас, выполненный из розового итальянского мрамора.
При ближайшем рассмотрении сложно представить, что эта тонкая резная работа выполнена не по дереву, а по камню.
В алтаре - еще одна мозаика Н.Н. Харламова «Евхаристия»
Царские врата не отреставрированы, стальной каркас затянут холстом с изображением их былого великолепия.
Справа и слева от главного иконостаса расположены северный и южный киоты – места для наиболее почитаемых икон. Они выполнены из родонита, порфира и яшмы.
Сохранились лишь «Воскресение Христа»
и «Святой князь Александр Невский»
- мозаичные панно, выполненные по эскизам М.В. Нестерова.
На выходе из собора находятся стенды, на которых представлены фотографии Спаса на Крови до реставрационных работ.
Каждый раз, когда я прихожу в собор, чувство восхищения ничуть не уменьшается, и всегда открываются новые детали, незамеченные ранее. Этим уникальным творением гениальных мастеров можно любоваться бесконечно!
* любую фотографию можно увеличить щелчком мышки ;-)
© Янулька