Дениел Уоллес. "Крупная рыба: роман-миф" Ловить читателя на блесну
На задней обложке: "Дениел Уоллес - "писатель, художник, укротитель аллигаторов". Трудясь каждый день по 7 часов, за 13 лет он опубликовал 24 рассказа, а затем выпустил "Крупную рыбу: роман-миф", осыпанную восторгами критиков и ставшую бестселлером."
До сих пор помню, как мой отец подбрасывал меня к потолку. Совсем маленький, наверное у меня были круглые глаза и распахнутый рот. И это чувство внутри - холод, восторг и ужас... Такие воспоминания творят нашу личную мифологию. Это мой папка самый умный, самый большой, самый сильный, как даст твоему папе по голове, что она аж покатится!!! Сейчас я сам в состоянии поднять отца к потолку, ну, во всяком случае, штангу с его весом, но эта чисто мысленная возможность не может изменить мое отношение к этому замечательному, на фоне других людей, человеку.
"Крупная рыба" - книга об Отце и Сыне и больше подходит для мужчин, чем для женщин. У героя повести умирает отец. Такая ситуация дает шанс увидеть себя откуда-то сверху. Увидеть в себя звеном в цепочке мужчин своего рода. Мой дед родил отца. Мой отец родил меня. Я родил своего сына, вот играется в песочнице. Самые близкие соседи, отец и сын - не равны. Каждое мое действие творит историю, мифологизирует меня в памяти сына. А мой отец - уже перевернута страница, он уже миф, он во мне, моя любовь и моя память. Вероятно, такова была идея и творческая задача Дениела Уоллеса в его довольно слабой повести "Крупная рыба: роман-миф".
С книгами и экранизациями происходит своя замысловатая "петрушка". Книги иностранных авторов разделяются на две категории: на книги, которые экранизировали и книги, которые перевели на русский, потому что мы уже посмотрели экранизацию.
Книга Уоллеса относится ко вторым, и все, кто посмотрел фильм Тима Бертона ничего не потеряют, если пропустят повесть мимо рук. Во всей книжице (она совсем не большая) достойны внимания и уважения только главы "Смерть моего отца" и последняя часть - наполненные неподдельной скорбью и, как ни странно, светом. Откуда берется глубина этих глав становится понятно, если вчитаться в посвящение повести: "Моей матери в память о моем отце". В основном, контент состоит в разнообразных небылицах о жизни отца героя-сына, о Эдварде Блуме, пасторальные в начале, печальные к концу. Милые, поверхностные, сентиментальные и с юмором среднего Запада. Примечательно, что режиссер Бертон ухватившись за идею, камня на камне не оставил от содержания оригинала, почти полностью заменив его (в фильме) своим. Как известно, у него получилось еще более красиво, мило и сентиментально.Тем не менее, какой бы ни была книга или фильм, идея и миф Отца воспинимается совсем по-особенному, если этого дорогого человека уже нет сейчас рядом...
текст: © farravvay
|