Немного о дуэли
Поединок (дуэль) - условленный бой
двух лиц на смертоносном оружии,
по условленным на данный случай
или же освященным обычаем правилам,
обыкновенно - с целью восстановления
оскорбленной чести.
Дуэль, с которой мы, в основном знакомы по романам Дюма, Мериме, Сабатини
и многих других писателей, в первую очередь ассоциируется с оружием
(шпагой, пистолетом) и чем-то красивым и благородным. Но на самом деле,
если почти всегда дуэль благородна, то далеко не всегда она красива.
О дуэли написано огромное количество исследований, научно-популярных, а
иногда и просто развлекательных книг. Можно проследить историю возникно-
вения дуэли (от древних германцев, рыцарских поединков и церковных судов),
развитие дуэльного кодекса (начиная с неписанных традиций средних веков
и до нашего времени), порассуждать о моральном, историческом и социальном
смыслах дуэли и т.д..
Но, никак не претендуя на серьезность или систематичность исследования,
мы ограничимся в данной статье лишь некоторыми знаменитыми или
курьезными дуэлями, произошедшими с известными людьми, участие которых
в дуэлях сложно было предположить.
Началась данная статья с имени знаменитого автора знаменитых романов
"Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго" и многих других, в
каждом из которых происходят дуэли. Но и сам Александр Дюма (1802-1870)
неоднократно участвовал в дуэлях. Так, однажды, по условиям дуэли, он дол-
жен был застрелиться. Отказ от этого означал бесчестье и, естественно, был
неприемлем для писателя. Секунданты мрачно ждали за дверями запертой ком-
наты рокового выстрела, который должен был унести жизнь блестящего рома-
ниста и неисправимого жизнелюба. И дождались… Исход был понятен. Какого
же было изумление присутствующих, когда они увидели выходящего из комна-
ты Дюма, который спокойно сообщил собравшимся: "Я стрелял, но промахнул-
ся!". Этот остроумный выход из положения спас Дюма и жизнь, и честь. Естест-
вено, инцидент, послуживший причиной ссоры, был исчерпан.
Кстати, отец знаменитого писателя, генерал Александр-Тома Дюма маркиз
Дави ле Ла Пайетри также знаменит не только своей феноменальной силой, не-
отразимостью для женского пола, но и рядом нашумевших дуэлей. Так, однаж-
ды, в ложе Оперы некий господин оскорбил Дюма-"деда". Красавец мулат, не
долго думая, схватил обидчика и перебросил его через барьер ложи в партер.
В последовавшей за этим дуэли, Дюма ранил своего противника.
Знаменитый физиолог Луи Пастер, будучи вызван на дуэль, был вправе
выбирать оружие. Приготовив две пробирки и предупредив противника, что в
одной из них смертельный яд, он предложил тому выпить содержимое любой из
них (при условии, что содержимое второй он выпивает сам). Дуэль не
состоялась.
Аналогичный случай произошел с будущим канцлером Германии Бисмарком,
который в молодости был отчаянным задирой (участвовал в 28 дуэлях и толь-
ко в одной потерпел поражение). Противник Бисмарка, понимая, что тот
превосходит его во всех видах оружия, предложил дуэль на ….. сосисках: на
тарелке должны лежать две сосиски, одна их которых начинена ядом. Бисмарк
отказался, произнеся при этом: "Герои не объедаются перед смертью".
Еще более оригинальное оружие выбрал Виктор Гюго. Получив вызов от од-
ного малограмотного критика, великий писатель принял вызов, заметив:
"Право выбора оружия – за мной. Я выбираю Грамматику, и Вы можете
считать себя убитым на месте".
Еще известна история, когда Гюго чуть не вызвал Верди на дуэль за "испор-
ченную" драму "Король забавляется" (по ней написана опера "Риголетто").
"Ну, хоть музыка-то моя в "Риголетто" на что-нибудь годится?",- спросил
обескураженный Верди. "Вот из-за музыки я Вас и не вызываю", ответил Гюго.
Польский комик Алоиз Жулковский, кумир Варшавы конца XVIII - начала
XIX веков, человек ловкий и смелый, терпеть не мог дуэлей. Однажды какой-то
господин вызвал его на дуэль: ему показалось, что актер высмеял его в своей
комедии. На следующий день Жулковский подкатил на условленное место на
шестерке лошадей, которые тащили большую старинную пушку. Актер
развернул орудие, стал деловито насыпать порох, затем набивать картечь.
Нервы у обидчивого господина не выдержали, и он взял вызов обратно.
Раз уж мы начали говорить о писателях – участниках дуэльных поединков,
нельзя не добавить к уже упомянутым также Гейне, Гете, Вийона, Пушкина,
Лермонтова, Камоэнса, Бомарше, Грибоедова и многих, многих других.
Кстати, знаменитое сражение Сирано де Бержерака с сотней наемников,
описанная Ростаном, имела место в действительности. Результат: двое уби-
тых, семеро раненых и титул Неустрашимого для Бержерака.
Вообще, каждый оскорбленный старался выбрать оружие "по себе". Так, мы
знаем о бескровных математических дуэлях 16-18 вв., словесных и литератур-
ных дуэлях (порой очень серьезных и приводящих к дуэлям настоящим), дуэлях
музыкальных, химических и т.д..
Среди художников также было немало дуэлянтов. Франсиско Гойя,
славившийся среди современников своими похождениями и поединками в
молодости, например, совершил налет на женский монастырь, чтобы выкрасть
молодую итальянку, после чего был вызван на дуэль родственником похищен-
ной и ранил его. Однажды, уже в старости, Гойя был призван к королю, кото-
рый запретил художнику драться на дуэлях. "Но ведь дуэли не запрещены!? –
удивился Гойя. "Для всех моих подданных – нет, а для Вас – да",- ответил
монарх. "Но почему, Ваше Величество?". "Потому что у меня подданных много,
а Гойя – один" – ответил король.
В XVI веке, Золотом веке Ренессанса, в Италии также были нередки дуэли
между художниками. Так, например, Микеланджело да Караваджо, пришедший
в ярость от критики некоего Серапино, вызвал последнего на дуэль и убил его.
Таким образом посредственный художник Серапино вошел в историю – как че-
ловек, которого убил на дуэли великий Караваджо.
Не обошел своим вниманием дуэли и "слабый пол". И среди женщин были
"записные дуэлянтки". Хотя принято, что именно мужчина выходит к барьеру,
защищая честь женщины, бывали случаи, когда все происходило с точностью
наоборот. В конце 19 века мадам Шатеру узнав, что ее муж, получив пощечину,
не ответил на оскорбление, сама вызвала обидчика на дуэль, на которой серьез-
но ранила своего противника.
А вот во времена Людовика XIV (сер.-конец 17 в.) оперная певица Мопэн,
славившаяся своим скандальным поведением, оскорбила на балу некую даму,
после чего ей (Мопэн) было предложено покинуть бал. Певица согласилась, но
при условии, что с ней выйдут мужчины, которые недовольны ее поведением.
На немедленно состоявшемся поединке, женщина по-очереди ранила несколь-
ких своих противников-мужчин, после чего, как ни в чем не бывало, вернулась
на бал. Восхищенный Король-Солнце помиловал отважную дуэлянтку.
В начале 20 века русская поэтесса и писательница Мариэтта Шагинян, возму-
щенная отношением поэта Ходасевича к жене (подруге Шагинян) послала ему
форменный картель. Ходасевич ответил: "С бабами не дерусь", после чего дело
удалось замять.
Тема дуэлей неисчерпаема. Как уже упоминалось, существуют отдельные
исследования по этике, правилам дуэлей (изменение дуэльного кодекса), ве-
деется мрачная статистика убитых на дуэлях: один из пиков приходится на
"мушкетерские" времена – 17 век во Франции, но и в 80-е годы XIX века там же
отмечалось множество дуэлей, причем, большинство из них (363 из 535) –
дуэли между журналистами, т.е. можно сказать, что в это время профессия
журналиста была очень опасна.
Датский астроном Тихо Браге, поспоривший с приятелем по поводу геомет-
рической теоремы, на последовавшей за этим дуэли лишился кончика носа.
На дуэлях погибли поэты Пушкин и Лермонтов в России, философ Лассаль
в Швейцарии, во Франции и Венгрии – математики Галуа и Бойяи и многие-
многие другие: знаменитые и не очень, представители высшего генералитета
и юные лейтенанты ,поэты и чиновники, мещане и актеры …..
Но это – тема для других рассказов.

Фердинанд Руабе, оригинал, из коллекции автора
© David Ratz