"Просто я отношусь к такому типу людей, которые ничего не могут понять, пока не попробуют записать это на бумаге."
Роман получил название по одноименной песне The Beatles "Norweign Wood". Помните, там Леннон поет: "У меня однажды была девушка, или, я хотел сказать, у нее был я...". Эта песня - любимая у героев и помногу звучит в романе.
"Норвежский лес" - это роман-настроение, описание душеного состояния, ведь внутренние процессы универсальны и для японца, и для европейца. Во время чтения вспоминаются фильмы Софии Копполы - "Девственницы - самоубийцы" и "Трудности перевода" - так созвучны работы японца-писателя и американки-режиссера. Книга полна невысказанных мыслей и непроявившихся поступков. Туман подымается над морем, действие настроенческое, туманное, грязно-голубого цвета. Автор умело встряхивает описание монотонной жизни героя Ватанабе золотисто-табачными эротическими эпизодами.
Мураками написал книгу в 1987 году, через 5 лет он написал другой роман - "К югу от границы, на запад от солнца". Для читателя, читающего эти романы подряд, складывается впечатление повторяемости, вторичности композиции, сюжета, характеров. Самоповтор, или автор выдохся, или же он певец одной темы? Знаю точно, писателю простятся любые огрехи, если он пишет от души, пишет, потому что не может не писать. И он последний циничный подлец, если пишет так для зарабатывания на жизнь, сознательно эксплуатируя вечно актуальную подростковую "мировую скорбь". Но фальши не чувствуется.
Главная заслуга Харуки Мураками в этом произведении - то, что он описывает душевное состояние героев, в частности девушки Наоко, не называя известные нам чувства привычными именами. Все эти слезы, опустошенные глаза, выматывающие многочасовые прогулки, грусть-печаль, невозможность облечь свои мысли в слова, душевное растройства - вызывают напряжение и неприятие. Что, черт возьми, происходит? Ватанабе чувствует себя человеком, которому предложили сесть, но в комнате нет стула. Хотя... Имея психический профиль "рефлексирующий социофобный оппортунист" просто посидеть на коврике и выпить вина - тоже в кайф. А в середине книги хлопаешь себя по лбу. Как же должен чувствовать себя человек, потерявший любимого, родственную душу, того, кто почти сросся с его телом, стал половиной души...
She asked me to stay and she told me to sit anywhere, So I looked around and I noticed there wasnot a chair. I sat on a rug, biding my time, drinking her wine.
У Мураками это получилось. Получилось показать молодых японцев живыми людьми в противовес кинематографическим, быстро и порывисто говорящим, кукольно улыбающимся и с готовностью кивающим головой.
* * *
На что это похоже? Осень, желтая, коричневая, немного красная, зеленого нет совсем, достаточно прохладная, но не холодно, ясная с солнцем. Тихо-тихо. Есть время подумать, осмотреться. Хорошо-то как, пусть даже не много печально - для меня. Снова осень - для человека 20 лет с огромным грузом двух потерь на плечах. Причем именно сейчас, в сегодняшнем настоящем, а не где-то в прошлом. Если память еще болит, ты не погасишь эту боль - теперь на всю жизнь. Если сможешь из нее что-нибудь для себя вынести - выноси и ... будь счастлив.
Фансайты писателя: www.susi.ru www.murakami.ru
Избранная библиография: 1979 "Слушай песню ветра" (трилогия Крысы) 1 980 "Пинбол-1973" (трилогия Крысы) 1982 "Охота на овец" (трилогия Крысы) 1985 "Страна Чудес без тормозов и Конец Света" 1987 "Норвежский лес" 1988 "Дэнс, дэнс, дэнс" (продолжение трилогии Крысы) 1992 "К югу от границы, на запад от солнца" 1994 "Хроники Заводной Птицы" 1997 "Подземка" 1999 "Мой любимый sputnik" 2002 "Кафка на взморье"
текст: © forravvay & Таnuша картинки: www.murakami.ru, ROLFE HORN, Fumio Hanano, Ken Rosenthal |