≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #14
15/10/2005
Просмотров: (48545)
КИНО
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
ПРОЗА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
ВЕРНИСАЖ
БУДУАР
ЛИТЕРАТУРА
ПРАЗДНИКИ и ТРАДИЦИИ
КТО ЕСТЬ КТО
ФОРУМ ШУТИТ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ОТ РЕДАКЦИИ
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
ПОЭЗИЯ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
ИСТОРИЯ
КУКОЛЬНЫЙ МИР
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[1]:
 Гостей: 1
 Участников: 0


  Праздники октября

    Так уж выпало в этом году, что основное количество еврейских праздников выпало на
октябрь месяц. Некоторые из них имеют общемировое значение. Ведь День сотворения мира один для всех,
да и подведение итогов года Б-г вряд ли проводит для каждого народа отдельно.
    Поэтому посмотрим, что нас ждет в этом году, который по еврейскому календарю
заканчивается в день подготовки этого материала. Часть из них к моменту выхода журнала
уже пройдет, а часть как раз и наступает:

   Рош а-Шана* - 4 октября
   Праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало
нового года и завершение года уходящего....

   Судный день* - 13 октября
   Десятый день еврейского нового года - Судный день (Йом Кипур) - день искупления
грехов и Высшего суда....

   Праздник кущей* - 18 октября
   Праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрей) и
продолжается 7 дней, это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых
дождей....

   Шмини Ацерет и Симхат Тора - 25 октября
   Шмини Ацерет и Симхат Тора завершают череду осенних еврейских праздников....

А теперь подробнее.

4 октября/2005

                                              Рош а-Шана Праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он
символизирует начало нового года и завершение года уходящего.
Существует предание, что в дни Рош а-Шана Б-г отмечает в Книге
жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей:
"...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого - скитания,
кого - благополучие, а кого - терзания, кому суждена бедность, а кому
- богатство". Искренняя вера в то, что Б-г желает всем добра и
благополучия, превращает этот день в праздник.

     В это время евреям предписано проанализировать свои поступки
за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году.
Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук
шофара (бараний рог) призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто
тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми
сделайте дела ваши".

     Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа
еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг
другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который
украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы
начинающийся год был для него хорошим, "сладким". Вот почему в этот день на стол подается
много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года. В зависимости от местных
традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу - символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) - чтобы быть "во главе", а не в хвосте;
морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом - чтобы год был полным, здоровым;
овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед - кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, "чтобы год был сладким и счастливым".

13 октября/2005

                             Судный деньДесятый день еврейского нового года - Судный день (Йом Кипур) -
день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда
Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих
поступков и помыслов.

     В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день
первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил
жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа
Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а
место жертвоприношения заняли молитвы. "Открывающая молитва" - Кол-Нидрей, превратилась
в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнений, что этому
способствовал прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании.

     В Йом Кипур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две
части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.

     В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на
Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил
покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое
трагическое содержание - утраты и скорбь.

     В канун Йом Кипур принято есть "разделяющую трапезу", после которой до исхода Судного
дня - строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в
течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио,
телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах,
свободно разъезжающих по пустым улицам.

    
Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает
положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе - приговор милостивый
или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении
Высшим судом на небесах. Особое значение приобретает "закрывающая молитва", произносимая
при заходе солнца - после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые
поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен
завершающий все обряды призыв: "В следующем году - в Иерусалиме".

Интересная трактовка Судного дня дана в работе  Йосефа Телушкина. Еврейский мир: Важнейшие
знания о еврейском народе, его истории и религии. - М.:Лехаим, 1998.- 574с.

   Ошибочное представление о Йом-Кипуре как дне печали вызвано тем, что это день поста. Но цель
праздника вовсе не в умерщвлении плоти, а в примирении между людьми и между человеком и Б-гом.
О характере праздника Талмуда пишут: «Нет дней более счастливых для еврея, чем 15-го ава (день, на
который назначаются свадьбы) и Йом-Кипур» (Мишна, Таанит, 4:8).

   Другой расхожий миф о Йом-Кипуре — что евреи целый день молятся в синагоге, чтобы получить прощение
от Б-га за все свои грехи. Но в Йом-Кипур прощаются только грехи против Б-га. Грехи против людей, пишет
Мишна, «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа» (Мишна, Йома, 8:9).

   Поэтому еврейская традиция и советует начать процесс покаяния (
см. «Тшува») задолго до праздника.
Если вы совершили проступок против человека, нужно искренне попросить у него прощения. Если первая
попытка не увенчается успехом, нужно предпринять еще две. Пострадавший тоже должен быть милостив,
если раскаяние искренне. Хахамим считают, что человек поступает жестоко, троекратно отказывая в
прощении. Это правило не применяется, если оскорбление очень велико или ущерб в принципе невосполним.

   Йом-Кипур единственный пост, предписанный Торой (Ваикра, 23:27); в этом стихе прямо сказано «смиряйте
души ваши». Пост начинается за час до начала праздника и заканчивается спустя 25 часов. В Йом-Кипур
запрещается пить любую жидкость, купаться, вступить в интимную близость, носить кожаную обувь.
Последний запрет направлен на уменьшение физического комфорта в этот праздник души; современное
объяснение — нельзя просить милости Б-га, имея на ногах обувь из кожи убитых человеком животных.
В результате современная еврейская одежда в Йом-Кипур сочетает самый лучший парадный костюм и
теннисные тапочки.

   Последняя трапеза перед праздником именуется Сеуда мафсекет («завершающая трапеза»). Это легкий
обед с традиционным куриным бульоном. Многие подают только одно блюдо. Соленой и острой еды избегают,
чтобы не вызвать жажды.

   Детям до девяти лет поститься не обязательно. Их кормят, но просят есть поменьше. Женщины с 12 лет и
мужчины с 13 лет обязаны поститься весь день (
см. «Бар-мицва» и «Бат-мицва»). Тяжело больные и
женщины, родившие в предыдущие три дня, также освобождаются от поста. Беременным, сильно
страдающим от голода, разрешается немного поесть. Ведь общим принципом еврейского права остается
«жизнь важнее соблюдения заповедей» (о редких исключениях см. «Вопрос жизни и смерти»/Пикуах нефеш).

   Молитвы в Йом-Кипур — самые длинные в году. В первый вечер служба открывается молитвой «Коль нидрей»
(«Все клятвы»). В этой молитве просят заранее освободить от всех невыполненных клятв. В XIX в. Шимшон-
Рефаэль Гирш — видная фигура германского ортодоксального иудаизма — на несколько лет прекратил
произнесение «Коль нидрей», чтобы у неевреев не создалось впечатление, что евреи не держат обещаний.
Но в действительности «Коль нидрей» не касается обещаний, данных людям.

   Служба в Йом-Кипур обычно длится с утра до ночи с короткими перерывами. Характерна повторяющаяся
молитва Аль хет/«3а грехи» (которые мы совершили), которой признаются во множестве грехов,
совершенных в прошлый год. Повторяя эту молитву, люди ударяют себя в грудь кулаками, перечисляя свои
грехи. Подавляющее большинство этих грехов моральные: обвинения других, обиды учителей и родителей,
сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни.

   Самое странное признание «Аль хет» гласит: «За грехи, которые мы совершили под давлением». Многие
поколения евреев недоумевали, почему совершенное под давлением нужно считать грехом. Покойный
еврейский ученый Эрнст Симон полагал, что хотя люди утверждают, что их заставили что-то сделать,
это часто неправда. Член Верховного суда США Луис Брандес заметил: «Непреодолимым часто считают
то, что и не пытались преодолеть».

   В «Аль хет» перечисляется множество грехов. Даже если лично вы их не совершали, традиция считает,
что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.

   Во время «Минхи» — послеполуденной службы — читается книга Ионы. Ее главная тема — желание
Б-га простить искренне раскаявшихся (
см. «Иона и рыба»).

   Заключительная служба Йом-Кипура именуется «Неила» («Закрывающая»), так как она как бы
«закрывает ворота». Традиция считает Йом-Кипур днем, когда Б-г решает судьбы людей; когда
праздник кончается, служба прямо изображает закрытие ворот. Во время «Не-илы» евреи молятся
особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Б-га до того, как ворота, ведущие к
Нему, закроются. В самом конце Йом-Кипура на шофаре исполняется одна длинная нота.

   Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его
счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели
праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Б-гом. К окончанию поста
люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.

======================================================================

18 октября/2005

                                           Праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрей) и
продолжается 7 дней, это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут
отдохнуть до первых дождей. Слово "сукка", давшее название празднику, переводится как
"шатер", или "шалаш", или "кущи" и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии,
что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит
совсем от других причин.

     Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений,
например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок
лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и
радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в
том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

     В Суккот выполняют особый ритуал - "вознесение лулава". Лулавом называется как лист
пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято
поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует
определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, знающие
Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без
запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт -
растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят
добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, - это евреи, которые не знают Тору и
не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет - один народ, чтобы помогали
друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию,
каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий
и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а ива -
уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему
Творцу.

     В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы,
пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей
стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на
автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.
Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно
семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются
Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение.

     В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники - Песах и Шавуот)
празднуется один день. После первого праздничного дня наступают, так называемые,
полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях
принято либо брать отпуск, либо работать полдня.

25 октября/2005

                             Шмини Ацерет и Симхат Тора Шмини Ацерет и Симхат Тора завершают череду осенних еврейских
праздников. В Торе сказано, что на восьмой день от начала праздника Суккот
будет еще один отдельный, самостоятельный праздник. Его название показывает,
что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет). Кого задержали и
зачем?
      Приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир.
Когда пришло время расставания, царь сказал: "Дети, я хочу обратиться к вам с
просьбой.Пожалуйста, задержитесь еще на один день". Так и в Торе говорится:
"На восьмой день будет у вас праздник".

     Мудрецы постановили, что в это день - Шмини Ацерет - евреи будут заканчивать ежегодный
цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент
- Симхат Тора - праздник [завершения цикла чтения] Торы. Симхат Тора в переводе означает
- Радость Торы. Тора состоит из пяти книг, из 54 "еженедельных глав", читаемых в течение всего
года. В день праздника в синагогах завершается и вновь начинается годичный цикл чтения. Из
ковчега вынимают свитки и семь раз проходят с ним вокруг возвышения в центре синагоги.
Шествие сопровождается радостными песнями и плясками, которые продолжаются до глубокой
ночи. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ
поступает уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе).
Во времена существования Храма в Восьмой день совершался обряд возлияния воды на
жертвенник, сопровождавшийся просьбами о даровании дождя в наступающем году. Сегодня,
начиная с Шмини Ацерет, в синагогах в течение всей зимы также читают молитву о дожде.
В этот двойной праздник повсюду царят радость и веселье.

http://www.calend.ru/holidays/jew/

 

 

 



Просмотров: 2857,  Автор: Сайт Календарь.Ру,  Разместил(а): Flik
Понравилось: 0      
Другие статьи автора Сайт Календарь.Ру: (1) (Клик для открытия)

Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов