≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #1
02/10/2004
Просмотров: (16680)
ЛИТЕРАТУРА
КУЛЬТУРА
МУЗЫКА
РЕЛИГИЯ
ЖИВОТНЫЕ
Hard&Soft
ФОТОГРАФИЯ
КИНО
Beauty Center
ОТ РЕДАКЦИИ
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[1]:
 Гостей: 1
 Участников: 0


  Старейший в мире русский театр за пределами России

Рижский театр русской драмы

Первый сезон постоянного профессионального русского театра в Риге открылся 2 октября 1883 года. Состоявшая из шестнадцати актёров труппа антрепренера Е.Лаврова играла пьесу И.Шпажинского "Майорша", пользовавшуюся в то время большой популярностью.Тёплый приём, оказанный рижанами спектаклю, придал труппе уверенность в себе. Лавров смело обращается к крупнейшим произведениям русской и зарубежной драматургии. Шестьдесят пьес показал театр в течение сезона. Среди них десять пьес А.Н.Островского; "Ревизор", "Женитьба" и "Мёртвые души" Н.В.Гоголя; "Горе от ума" А.С.Грибоедова, трагедии В.Шекспира и Ф.Шиллера. Ни отсутствие средств, ни малочисленность труппы не могли сдержать стремления к широкому творческому размаху.Это стремление поддерживалось сменившими Лаврова антрепренерами М. Бабиковым, А. Фадеевым, Е. Щербаковой. Постановки "Плодов просвящения" и "Власти тьмы" Л. Н. Толстого, чеховские спектакли "Чайка", "Три сестры", "Дядя Ваня" были выпущены сразу вслед за Московским Художественным театром. Уровень спектаклей непрерывно возрастал, и многие из них, особенно в период антрепризы А. Фадеева, производили глубокое впечатление. Их успеху способствовало замечательное мастерство актёров П. Орленева, А. Анчарова- Эльстона, Е. Лепковского, А. Ридаль, З. Холмской. Сменялись антрепренеры, не выдерживая материальных затруднений. Но театр жил и постепенно завоёвывал рижских зрителей. Лучшие годы русского дореволюционного театра в Риге связаны с умной и талантливой деятельностью известного антрепренера, режиссёра и актёра К. Н. Незлобина. Придя к руководству театром в 1902 году, он на долгое время соединил с ним свою жизнь. Незлобин начал с создания постоянной труппы, пригласив в неё многих талантливых мастеров театрального искусства. В том числе бывших актёров Московского Художественного театра М. Роксанову, А. Харламова, Н. Литовцеву, Н. Михайловского, А. Загарова. Создался великолепный актёрский ансамбль, способный решать большие художественные задачи. "Снегурочка" А. Н. Островского, "Три сестры" и "Дядя Ваня" А. П. Чехова, "Идиот" Ф. М. Достоевского, "Власть тьмы" Л. Н. Толстого, "Месяц в деревне" И. С. Тургенева- вот первоначальный репертуар театра. Незлобин стремится к тесной связи с жизнью, поискам сценической достоверности, осмысленному решению спектаклей. Он ищет талантливую режиссуру, видя в ней будущее театра. И он находит молодого К. Л. Марджанова. Уже тогда этот замечательный художник создал спектакли, отличавшиеся глубиной замысла, богатством выдумки, яркой художественной формой. Все свои усилия Марджанов направил на правдивое отображение жизни. "Сколько фантазии и работы я потратил на то, чтобы всё это было похоже на реальность",- вспоминал он впоследствии. Уже первый спектакль Марджанова- "Воевода" А. Н. Островского отличался цельностью режиссёрской мысли, правдой актёрского исполнения. Марджановские спектакли "Иванов" А. П. Чехова, "Тартюф" Мольера, "Катюша Маслова" по Л. Н. Толстому, "Вильгельм Телль" Ф. Шиллера и другие стали этапными в творческом росте театра. Особое впечатление производила тщательная и выразительная разработка массовых сцен. Благодаря великолепной режиссуре, сильному актёрскому составу, общественно направленному репертуару Рижский театр русской драмы выдвигается в число лучших периферийных театров России. Он становится подлинной школой реалистического искусства, в котором стремление к жизненной правде сочетается с яркой театральностью. "С этих пор о русском театре заговорили во всех слоях населения. Спектакли стали посещать лица, которые никогда раньше не были на русских представлениях. Это открыло широкую дорогу передовой русской культуре в Прибалтийском крае",- писала газета "Новое время". В 1909 году Незлобин покидает Ригу. Покидает, чтобы потом не раз возвращаться в театр, который он считал своим. Вместе с ним уходят многие актёры. Оставшийся продолжать его дело Н. Н. Михайловский предпринимает интересную попытку поддерживать театр, основываясь на разнообразии репертуара. Именно его заслугой является первая постановка латышской пьесы на русском языке. Это были "Индраны" Р. Блауманиса. Роль Индрана- отца играл И. Певцов. На сцене Рижского русского театра начинал свой режиссёрский путь А. Я. Таиров. В сезоне 1909/10 года он поставил шесть спектаклей: "Северные богатыри" Г. Ибсена, "Дядя Ваня" А. П. Чехова, "Сарданапал" Д. Байрона, "Ради счастья" С. Пшибышевского, "Анатэма" Л. Андреева и "Ученик дьявола" Б. Шоу. Именно здесь он вёл свои первые поиски в области синтетического театра, вплетая в спектакли музыкальные и пластические средства выразительности. Новый период творческой жизни театра начался в 1921 году. Его труппу возглавил бывший актёр Малого театра М. Муратов, постепенно привлекая в труппу многих известных актёров, по разным причинам оказавшихся за пределами Советской России: Е. Маршеву, Е. Рощину-Инсарову, Е. Жихареву, Е. Полевицкую, М. Ведринскую, Л. Мельникову, Е. Бунчук, Г. Терехова, В. Лихачёва, Н. Барабанова, Ю. Юровского, К. Токаржевича. Создаётся сильная труппа, богатая актёрскими индивидуальностями. Режиссура была в руках бывшего режиссёра МХАТа Лаврентьева, К. Незлобина, Ю. Яковлева. Сценическое оформление создавали замечательные художники С. Антонов и Ю. Рыковский. Репертуар Муратова основывался на русской классике и зарубежной драматургии. Театр работал очень интенсивно. За первые пять лет труппа Муратова поставила 265 пьес русских и зарубежных авторов. Огромная любовь и верность русскому искусству, самоотверженность актёров сохраняют театру жизнь. Достаточно сказать, что с 1925 года по 1935 год театр работал как Товарищество "Театр русской драмы", в котором на паевых началах объединились русские актёры Риги. Преодолевая трудности, зачастую идя на компромиссы, передовая часть театра стремилась сохранить его активную реалистическую линию. Высокое мастерство и большой авторитет театра привлекают к нему многих выдающихся художников. На его сцене играют Д. Зеркалова, О. Гзовская, С. Арбенина, Е. Грановская, Г. Хмара, В. Папазян, А. Гайдаров, А. Баратов, В. Качалов. Живое участие в жизни театра принимали писатели Алексей Толстой и Аркадий Аверченко. Под руководством Толстого режиссёром А. Лаврентьевым была поставлена "Касатка", в которой автор играл роль Желтухина. Аверченко выступил в нескольких других представлениях. Неоднократно на сцене театра выступали замечательные русские актёры Павел Орленев и Михаил Чехов. Большое впечатление производила игра Орленева в ролях царя Федора и Мити Карамазова. Михаил Чехов со свойственным ему блеском играл Фрезера, Мальволио, Хлестакова. Он поставил на сцене театра спектакль "Село Степанчиково" Ф. М. Достоевского и сыграл в нём главную роль. В репертуаре театра неизменно сохраняются лучшие пьесы русских и зарубежных классиков. Именно это верное служение подлинному искусству сделало его близким рижанам. "Всех пленяет волнующее соединение глубокой душевности, страстности, сердечных порывов и высокого мастерства в труппе театра. Многоязычная наша столица, посылающая в "Театр русской драмы" латышей, немцев, евреев, литовцев, поляков, эстонцев,- лучшая тому свидетельница. В рижском русском театре вы встретите много друзей русского искусства, пришедших послушать Тургенева, Островского, Чехова",- писала газета "Сегодня". Присоединение Латвии к Советскому союзу в 1940 году обозначило резкий поворот творческой жизни театра. Идеологическое давление и партийный контроль оказали заметное влияние на репертуарное и художественное направление. Несмотря на это труппа стремилась сохранить свои традиции. Война прервала работу театра… Но сразу же после её окончания творческая деятельность возобновилась с новой энергией. Труппа театра, основу которой составляли её корифеи Л. Мельникова, Е. Бунчук, Ю. Юровский, Н. Барабанов, А. Астаров, Ю. де Бур, А. Александрова, В. Шаховской, А. Чаадаева пополнилась большим количеством молодых актёров. Режиссёрское мастерство В. Балюнас, С. Радлова, П. Хомского способствовало художественному росту театра. Воспитанница Третьей студии МХАТ В. Балюнас пришла в театр, имея за плечами большой опыт режиссёрской и педагогической работы. Её постановки "Шестой этаж" А. Жери, "Сонет Петрарки" Н. Погодина, "Последний выбор" Э. Ремарка, "Тевье-молочник" Шолом-Алейхема вызвали большой резонанс. Обширная эрудиция С. Радлова, глубокое понимание классической драматургии, своеобразный режиссёрский почерк, кропотливая работа с актёрами обогатили труппу, поставили её перед необходимостью решать сложные задачи. П. Хомский принёс в театр острое чувство современности, творческую активность, новые произведения современной драматургии. С 1963 года художественное руководство театра осуществлял А. Кац. 25 лет он настойчиво претворял в жизнь свои эстетические принципы, добиваясь значительных результатов. Важнейшее значение Кац придаёт репертуару, видя в нём воплощение гражданских и художественных позиций театра. Репертуару не как механической сумме пьес, пусть хороших и разных, а как единому целому, пронизанному общественно значимой мыслью. Тема ''личность и общество'' объединяла такие разные спектакли, как "Жанна д'Арк" А. Упита, "Беседы с Сократом" Э. Радзинского, "Затюканный апостол" А. Макаенка, "Ночная повесть" К. Хоиньского. В своём режиссёрском творчестве Кац стремился к ясному, доведённому до конкретности, смысловому решению спектаклей. Он подчинял фантазию, выразительные средства, каждую роль последовательному логическому воплощению замысла. Сценография для него- активный компонент этого замысла. Режиссура Каца отличалась чёткостью и глубиной замысла, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и гражданственностью мысли. На протяжении многих лет художественные искания коллектива развивались в двух направлениях. С одной стороны- создание глубоких социально- психологических спектаклей, поднимающих значительные проблемы современности и имеющих чёткую гражданскую направленность. С другой стороны- расширение рамок драматического жанра. Зрелищные музыкальные спектакли, в которых объединяются в органический сплав все компоненты театра- диалог, музыка, танец, пантомима- прочно вошли в его репертуар. Эта линия, в которой театр видит продолжение таировских традиций, стала неотъемлемой в жизни труппы, способствуя более эмоциональному раскрытию социального содержания и яркой театральности. Она нашла своё выражение в спектаклях "Вестсайдская история" А. Лорентса, "Человек из Ламанчи" Д. Вассермана и Д. Дэриона, "Кавказский меловой круг" Б. Брехта, "Через сто лет в берёзовой роще" В. Коростылёва, "Час пик" Е. Ставинского, "Телевизионные помехи" К. Сакони. Последние спектакли такого направления: "Темп-1929" по Н. Погодину, "История лошади" по Л. Толстому, "Дни портных в Силмачах" Р. Блауманиса, "Закат" И. Бабеля. К этому времени радикально поменялась общественно- политическая ситуация. Латвия обрела независимость. Открылась возможность свободного творчества. Требовалось выработать новую художественную программу в изменившихся условиях. Под руководством Л. Белявского театр постепенно вырабатывал новый творческий и репертуарный курс, направленный на исследование человека, его психологии и мотивов поведения в экстремальной ситуации. Выразительный режиссёрский почерк Белявского способствовал росту эмоционального воздействия спектаклей на публику. В этом отношении большое значение имели спектакли "Чонкин" В. Войновича, "Камера обскура" В. Набокова, "Жених из Иерусалима" Й. Бар-Йосефа, "Месяц в деревне" И. Тургенева, "Грехи Трины" Блауманиса, "Чума на оба ваши дома" Г. Горина, "Голый король" Е. Шварца, "Трактирщица" К. Гольдони. В театре работал режиссёр С. Лосев. Его спектакли "Люди и мыши" Дж. Стейнбека, "Грехопадение" О. де Бальзака, "Игра с кошкой" И. Эркеня, "Сотворившая чудо" У. Гибсона, "Французские страсти на подмосковской даче" Л.Разумовской послужили дальнейшему развитию реалистического почерка театра. Новаторским в творчестве театра стал полный энергетики спектакль "Пляска смерти" А. Стриндберга, поставленный московским режиссёром Романом Козаком. Смелые режиссерские работы показали на сцене театра режиссеры А. Галибин из Санкт-Петербурга и Е. Невежина из Москвы. Большую роль в сценографической культуре театра сыграли художники Т. Швец и А. Фрейбергс. Успехи были и на Малой сцене театра. На ней были показаны интересные экспериментальные спектакли: «Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана, «Спокойной ночи, мама» М. Нормана, «Осенняя история» А. Николаи, «Маленькая девочка» Н. Берберовой, «Священные чудовища» Ж. Кокто и «Покаяние, или Полет над бездной» Л.Коваля. В октябре 2003 года театр отметил свое 120-летие премьерой «Чайки» А.Чехова в постановке выдающегося режиссера Петера Штайна. Сегодня в разных цехах театра трудится 125 человек



Просмотров: 4144,  Разместил(а): partizan
Понравилось: 0      
Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов