≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #1
02/10/2004
Просмотров: (16669)
ЛИТЕРАТУРА
КУЛЬТУРА
МУЗЫКА
РЕЛИГИЯ
ЖИВОТНЫЕ
Hard&Soft
ФОТОГРАФИЯ
КИНО
Beauty Center
ОТ РЕДАКЦИИ
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[1]:
 Гостей: 1
 Участников: 0


  ПРАЖСКИЙ ГОЛЕМ

ПРАЖСКИЙ ГОЛЕМ 

 

Столица Европы

 

Существуют несколько европейских городов, в том или ином смысле могущих считаться общеевропейской столицей. В политическом отношении на эту роль издревле претендовал Рим. Париж на протяжении веков фигурирует как столица европейского стиля. По крайней мере в какой-то момент Москва и Санкт-Петербург могли считаться литературными столицами Европы.

Как бы то ни было, но одной из таких общеевропейских столиц можно назвать Прагу. Причем ее «столичность» довольно своеобразна: Прага – это столица, так сказать, в мистическо – географическом смысле, как это можно заключить из книги Михаила Шильмана «Такты истории». В Праге европейский дух как бы соединяется с европейским телом.

Михаил Шильман обнаружил, что Прага располагается как бы в центре Европы, что восемь осей, между лучами которых 22,5 градусов (360 поделить на 16), проведенных через Прагу, пересекают 28 европейских столиц. Так, одна ось пересекает  Мадрид, Берн, Прагу, Варшаву, Минск, Москву. Другая, перпендикулярная ей - Берлин, Прагу, Вену, Афины, Ираклион.

Одна ось пересекает Стамбул, Будапешт, Прагу, Эдинбург. А другая, ей перпендикулярная - Монако, Прагу, Ригу и Санкт-Петербург. Ось, проходящая строго через Лондон, Прагу, Кишенев, Ереван, находится под прямым углом к оси, пересекающей Рим, Прагу, Стокгольм. А ось Париж, Люксембург, Прага, Краков, Киев перпендикулярна оси Осло, Копенгаген, Прага.

Я не поручусь, что оси эти проходят с идеальной точностью,  кроме того я вижу, что по меньшей мере десяток европейских столиц на эти линии не попадает. Не знаю я, и каковой может быть вероятностная оценка этих распределений. Тем не менее, о чем-то это наблюдение безусловно свидетельствует.

О чем? Каким может быть духовный смысл этой пражской физической центральности?

Я не берусь дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Однако, как мне кажется, пониманию смысла общеевропейской «столичности» Праги  может помочь ее еврейская составляющая.

Предание  говорит, что основателями Праги были евреи. Собиратель чешских народных легенд Алоис Ирасек  пишет: Евреи «верили, и вера эта передавалась из поколения в поколение, что гетто старше, чем сама Прага, что их отцы поселились тут раньше, чем заложила Либуша Пражский град. Евреи верили, что их синагога самая древняя, что в ее фундаменте есть камни из разрушенного Иерусалимского храма, что многие века назад сами ангелы принесли ее из земли обетованной и поставили здесь, на этом месте.» (согласимся, что не всякая – даже очень старая синагога – может похвалиться такой генеалогией).

Как бы то ни было, но наиболее громкие связанные с Прагой имена,  которые первыми приходят на память – это, пожалуй,  еврейские имена: рав Иегуда Лейб бен Бецалел, Магараль (1525-1609) и Кафка (1883-1924).

Магараль - оригинальный еврейский мыслитель - знаменит и интересен по многим причинам. Помимо религиозных исследований (Магараль автор 14 книг) он занимался математикой, астрономией, философией и даже педагогикой. Причем в этом качестве всестороннего ученого Магараль был известен не только в еврейском мире. При этом он не принадлежал ни к какой определенной школе, и хотя не оставил после себя учеников,  оставил легенду. Как известно, Магаралю потомки приписали создание голема, искусственного человека (в этом отношении светлый образ каббалиста Магараля перекликается с темным образом его старшего современника, чернокнижника Фауста (годы деятельности 1507-1540), согласно преданию, также долгое время жившего в Праге, а по одной версии даже и погибшего в одном из предместий Праги, на Скалках).

Идеи голема  и хотел бы я сейчас коснуться.

 

Легенда о Големе

 

Слово «голем» встречается в писании лишь однажды: (Тегил 139.16) «Големом видели меня очи Твои». Соответственно в Талмуде это слово используется для описания чего-либо неоформленного. Тем не менее в мидраше, описывающем почасовое сотворение мира, «големом» именуется вполне определенный предмет, а именно  этап  создания тела без души. Имеются средневековые легенды, в которых под «големом» также понимается неодушевленное человеческое тело. В частности есть сказание, в которых описывается, как из праха лепилось тело. Вокруг него танцевали посвященные, распевая тайные имена. После этого в тело входила душа. Пропев имена в обратном порядке, посвященные добивались того, что душа покидала тело. Существует одна средневековая легенда, утверждающая, что голема создал пророк Иермиягу.

Тем не менее, наиболее популярной легендой оказалась легенда о создании голема именно Магаралем. Эта легенда вырвалась за пределы еврейского мира и завладела умами европейцев. Сказания о раввине, создавшем искусственного человека, содержатся в народном чешском фольклоре, к ним обращаются литераторы, в частности Борхес. Примечательным литературным развитием этой темы считается роман Густава Майринка «Голем». (От редакции: http://meyrink.prag.ru/ )

Вот в каких словах в этом романе пересказывается одна из версий этой легенды: «Начало истории восходит, говорят, к XVII веку. Пользуясь утерянными теперь указаниями каббалы, один раввин сделал искусственного человека, так называемого Голема, чтобы тот помогал ему звонить в синагогальные колокола и исполнять всякую черную работу. Однако настоящего человека из него не получилось, только смутная, полусознательная жизнь тлела в нем. Да и то, говорят, только днем и поскольку у него во рту торчала магическая записка, втиснутая в зубы, эта записочка стягивала к нему свободные таинственные силы вселенной. И когда однажды перед вечерней молитвой раввин забыл вынуть у Голема изо рта  талисман, тот впал в бешенство, бросился по темным улицам, уничтожая все на своем пути. Пока раввин не кинулся вслед за ним и не вырвал талисмана. Тогда создание это упало бездыханным. От него не осталось ничего, кроме небольшого глиняного чурбана, который и теперь еще показывают в Старой синагоге».

 

Картезианская логика

 

Итак, Прага прославилась тем, что в ней был создан "искусственный человек" или по меньшей мере возникла легенда о нем, а тем самым была сформулирована определенная антропологическая идея: человек больше своей природы, не определяется ею и не вытекает из нее; человек становится таковым только свыше.

Может быть, созданный равви Акивой теленок и был вполне полноценным животным, но человек, существующий за счет одной своей «природы», не снабженный Божественной душой - всего лишь биоробот. Именно таков смысл этого популярного сказания.

Но кроме того, у этой легенды имеется и свой теневой смысл, возникающий в контексте  зародившегося в эпоху Магараля материализма. Смысл этот состоит в том, что согласно материалистической картине мира человек - не более чем голем.

Мне думается, что легенда о големе оттого прижилась в европейском сознании, оттого известна далеким от иудаизма людям, что она пришлась впору новейшей картезианской логике, о которой упоминалось в прошлой статье.  Согласно позднему современнику Магараля Декарту (1596-1650) существует мыслящая и протяженная субстанция, в соответствии с чем мир разделился на два: на мир свободный и мир причинный. Некогда единый человек расщепился на голую мысль и… голого голема. Как бы то ни было, но в какой-то момент европейская наука не только на природу, но и на человека стала взирать так, как если бы он не был живым.

В соответствии с этим подходом, сегодня любой школьник знает, что все в организме животных и человека рационально, что любому проявлению жизни отыскивается его физиологический, биохимический механизм.  Вы думаете, что вы чего-то желаете, но на самом деле все ваши побуждения лишь волны натриево - калиевой помпы, бегущей по мембране нейронов.

Развитие электронно - вычислительной техники только усилило это общее ощущение материалистов. Ведь, как выяснилось, по существу любое самое сложное поведение можно запрограммировать. На первый взгляд в этом можно усмотреть полный приговор человеческой свободе. Однако в действительности происходит прямо обратное. Робот ведет себя как существо, но при этом существом не является. Робот ничего не чувствует,  ни о чем не думает и за что не отвечает. Робот - это абсолютный протез. Ведя себя внешне осмысленно, он остается бесчувственным железом.

Но на основании этой модели мы можем припомнить легенду о големе и предположить, что не только искусственный интеллект, но и искусственная жизнь - это имитация, а не реальность.

В самом деле, почему мы уверены, что биологические объекты - это живые существа, а не бесчувственные роботы? Почему мы уверены, что они что-то ощущают и чего-то желают? Откуда вообще возникает эта действительность "ощущений", "желаний", "мыслей"? Разве не ясно, что "наслаждение" и "боль" столь же инородны углеводородным цепям, сколь и полупроводникам?

Если мы попытаемся создать робота не из микросхем, пластика и металла, а из нуклеиновых кислот, белков, жиров и углеводов, то это будет как раз тем самым, что согласно легенде сделал Магараль. А кто поручится, что такое синтетическое существо будет действительно что-то ощущать, и тем более мыслить? Кто поручится, что оно действительно окажется существом, а не останется веществом, имитирующим жизнь, но в действительности ее лишенной?

Кто поручится, что созданное в пробирке животное действительно что-то ощущает? Ведь все поведение животных имеет свои законы, т.е. остается точно таким же, если бы они ничего не ощущали? Душа совершенно избыточна для тела, как впрочем и тело для души. "Душа", т.е. собственно субъект, собственно существо, которое желает, ощущает, мучается и радуется, не возникает из биохимических механизмов, она им параллельна, и, согласно религиозному опыту, способна существовать независимо от всех биохимических механизмов.

Но сциентистская европейская антропология именно так и мыслит человека - как биоробота,  как голема. Пражский голем - это модель человека, каким бы он был, если бы соответствовал представлениям материализма.

Однако человек, как явствует из этой легенды, все же не голем, а его создатель. Человек меньше чем Бог, ибо даже обладая всей полнотой божественных познаний, он не может создать себе подобного. Но он все же больше чем голем:  он больше своей природы, не выводится из нее и ею не предопределяется.

 По материалам сайта: http://abaratz.com/



Просмотров: 4842,  Автор: sasser
Понравилось: 0      
Другие статьи автора sasser: (31) (Клик для открытия)

Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов