Название: Олдбой / Oldboy / Oldeuboi
Страна: Южная Корея
Год: 2003
Режиссер: Пак Чан-Ук / Chan-wook Park
Актеры: Чхве Мин Сик / Min-sik Choi, Ю Чи Тхэ / Ji-tae Yu , Кан Хе Чон / Hye-jeong Kang , Чи Дэ Хан / Dae-han Ji , О Даль Су / Dal-su Oh...
"Я мстю и мстя моя ужасна".
автор: ХЗ
Да, фильм не новый, достаточно популярный, побывавший на куче фестивалей. И, по большому счету, андеграундом тут и не пахнет. В общем-то, поэтому и решил написать именно про него. Так как, к моему солидному удивлению, кино это смотрело не так уж много народу (понятное дело, из моих знакомых), да и сам я посмотрел его где-то спустя года 3 после его выхода. Сам фильм мне очень понравился, специально пересмотрел его перед тем, как писать, получил массу удовольствия.
Итак... многие говорят, что фильм не о мести как таковой. Что месть в ленте использована как, скажем, декорация во имя чего-то другого. Я с этим категорически не согласен. Почти все, что происходит в фильме (что-то другое) - производное от мести, а не наоборот. Разумеется, фильмов на данную тему уйма. Чем же этот отличается от остальных (в сценарном плане)? Тем, что Г.Г. сам и является объектом мщения, тогда как в подавляющем большинстве другие картины рассказывают об обратном. Кстати, это не спойлер, это понятно после 20 минут просмотра.
Вообще, если уж начал говорить о сценарии, то, не отходя от кассы, разовью. Данное кино можно поделить на два жанра: детектив плюс драма. Абсолютно поровну. Но именно рассматривая этот фильм как детектив, обращаешь внимание на весьма добротный сценарий. Да, есть там одна немаленькая вещь, которая слегка притянута за уши, но на нее закрыть глаза не составляет большого труда. Сюжет запутан и, разумеется, зрителю хотят дать достойный финал, а он хорош и хорош вдвойне, потому что фишка не в "Почему", а в "Как". Поэтому неудивительно, что уйму деталей раскрывают уже к середине фильма... по большому счету, они не так уж и важны. Ну, а насчет драмы... сама тема сильна и актуальна даже в повседневной жизни, но, на мой взгляд, за "чувства" отвечают другие составляющие киноделия, сценарий, как я уже говорил, дал солидную тему, а там уже зависит, как режиссер все это покажет, как актеры справятся со своими героями. Не факт, что самые сильные в драматургическом смысле сцены изначально были прописаны в оригинале, вполне допустимо, что оные дописаны или переписаны по ходу съемок. Но, так или иначе, сценарий хорош.
Хочется поговорить о режиссере "Олдбоя" Пак Чан-Укe. Родился в Южной Корее, к моменту выхода данной ленты на экраны ему стукнуло ровно 40. Следовательно, молодой (по реж. меркам) режиссер, но с уже приличной фильмографией как сценариста, так и режиссера (сорри за тавтологию). Фильм снят очень грамотно, именно грамотно. Почти нет лишнего, каждое действие во благо рассказа, а не с целью заполнить время пусть даже и красивой сценой. Постановка кадра, композиция, а также тайминг выполнены просто отлично. Близко к идеалу. Пара сцен, не дать не взять, идеальны по исполнению. Скажем, 4-минутный файтинг в бесконечном коридоре выполнен без монтажа на одном расстоянии, а также великолепная хореография ... е мое, нов.поп.инет. слово - шикарно. Или последняя "поездка на лифте"... весьма нехило. Некоторые знакомые сетовали на то, что фильму не хватает визуальной жесткости. Не могу с этим согласиться, кино и так жесткое как в моральном, так и в визуальном плане. Да, там не много мозгов на стене и кишки не давят на пуговицы рубашки... Но могу сказать точно, что сцена с осьминогом перебьет все части "Хослеля" и "Пилы" вместе взятых. Думаю, баланс жестокости соблюден прекрасно, что добавляет фильму реализма, и заслуга эта - именно режиссера.
Говоря об актерской игре в этом фильме, понятное дело, хочется сказать в первую очередь о Чхве Мин Сикe (Г.Г.)... ну, в общем, немудрено, 95 процентов сцен фильма с его участием и из них где-то в 40 он солирует. Сыграл отлично, причем роль у него многогранная, его герой переживает немало метаморфоз по ходу дела. От бесхребетного взрослого ребенка к одержимому мужчине и до опустошенного человека, который ставит себя в один ряд с... бактерией. Конечно, "серединная" личность занимает большинство экранного времени, но все же. Ко всему, хочется обратить внимание на бои в его исполнении. Без понятия, возможно, это хобби самого актера, но, так или иначе, достаточно правдоподобно и красиво. Несмотря на его доминирование в плане времени, второстепенные персы в этой ленте отнюдь не для антуража. И я не говорю о двух героях, которым также отведена немалая роль (они также весьма харизматичны и подкупают не слабо). А даже ну совсем уж крошечные персонажи, которым отведено максимум минут 5-8 от всей картины. Прежде всего, они удачно подобраны именно по визуальным качествам, как говорится, "по роже", что также немаловажно.
Подходя к резюмированию, не могу не отметить весьма добротную "камеру". Отличный саундтрэк, не всегда идущий в такт с происходящим, что создает контраст и подтекст сцены. Художников... да, там нет узорчиков и бирюлек средних веков, за которые хватают оскары, но панамка миллионера или причесон главного героя дорогого стоят. Без всего этого картина получилась бы... неполной, что ли, недостаточно атмосферной или не атмосферной вовсе.
В конце хочется попиликать о личном, так как кино способствует и т.д., но не буду. Зато буду рекомендовать, конечно, не всем, и, конечно, под настрой. У Парка получилось весьма сильное, заставляющее чувствовать кино. И, повторюсь, псевдоискусством тут совершенно не пахнет. Все продуманно и с душой, что, на мой взгляд, редкость, и не только в наше время.
Кадры из фильма:
© ree |