≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #30
17/02/2011
Просмотров: (21194)
ПРОЗА
ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
ПОЭЗИЯ
КИНО
ОТ РЕДАКЦИИ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
ВЕРНИСАЖ
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
МУЗЫКА
НЕИЗВЕДАННОЕ
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[1]:
 Гостей: 1
 Участников: 0


  Немного о дуэли.

Немного о дуэли

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                      Поединок (дуэль) - условленный бой

                                                      двух лиц на смертоносном оружии,

                                                      по условленным на данный случай

                                                      или же освященным обычаем правилам,

                                                      обыкновенно - с целью восстановления

                                                      оскорбленной чести.

 

Дуэль, с которой мы, в основном знакомы по романам Дюма, Мериме, Сабатини

и многих других писателей, в первую очередь ассоциируется  с оружием

(шпагой, пистолетом) и чем-то красивым и благородным. Но на самом деле,

если почти всегда дуэль благородна, то далеко не всегда она красива.

    О дуэли написано огромное количество исследований, научно-популярных, а

иногда и просто развлекательных книг. Можно проследить историю возникно-

вения дуэли (от древних германцев, рыцарских поединков и церковных судов),

развитие дуэльного кодекса (начиная с  неписанных традиций средних веков

и до нашего времени), порассуждать о моральном, историческом и социальном

смыслах дуэли и т.д..

    Но, никак не претендуя на серьезность или систематичность исследования,

мы ограничимся в данной статье лишь некоторыми знаменитыми или

курьезными дуэлями, произошедшими с известными людьми, участие которых

в дуэлях сложно было предположить.

     Началась данная статья с имени знаменитого автора знаменитых романов

"Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго"  и многих других, в

каждом из которых происходят дуэли.  Но и сам Александр Дюма (1802-1870)

неоднократно участвовал в дуэлях. Так, однажды, по условиям дуэли, он дол-

жен был застрелиться. Отказ от этого означал бесчестье и, естественно, был

неприемлем для писателя. Секунданты мрачно ждали за дверями запертой ком-

наты  рокового выстрела, который должен был унести жизнь блестящего рома-

ниста и неисправимого жизнелюба. И дождались… Исход был понятен. Какого

же было изумление присутствующих, когда они увидели выходящего из комна-

ты Дюма, который спокойно сообщил собравшимся: "Я стрелял, но промахнул-

ся!". Этот остроумный выход из положения спас Дюма и жизнь, и честь. Естест-

вено, инцидент, послуживший причиной ссоры, был исчерпан.

    Кстати, отец знаменитого писателя, генерал Александр-Тома Дюма маркиз

Дави ле Ла Пайетри также знаменит не только своей феноменальной силой, не-

отразимостью для  женского пола, но и рядом нашумевших дуэлей. Так, однаж-

ды, в ложе Оперы некий господин оскорбил Дюма-"деда". Красавец мулат, не

долго думая, схватил обидчика и перебросил его через барьер ложи в партер.

В последовавшей за этим дуэли, Дюма ранил своего противника.

    Знаменитый физиолог Луи Пастер, будучи вызван на дуэль, был вправе

выбирать оружие. Приготовив две пробирки и предупредив противника, что в

одной из них смертельный яд, он предложил тому выпить содержимое любой из

них (при условии, что содержимое второй он выпивает сам). Дуэль не

состоялась.

    Аналогичный случай произошел с будущим канцлером Германии Бисмарком,

который в молодости был отчаянным задирой  (участвовал в 28 дуэлях и толь-

ко в одной потерпел поражение). Противник Бисмарка, понимая, что тот

превосходит его во всех видах оружия, предложил дуэль на ….. сосисках: на

 тарелке должны лежать две сосиски, одна их которых начинена ядом. Бисмарк

отказался, произнеся при этом: "Герои не объедаются перед смертью".

     Еще более оригинальное оружие выбрал Виктор Гюго. Получив вызов от од-

ного малограмотного критика, великий писатель принял вызов, заметив:

"Право выбора оружия – за мной. Я выбираю Грамматику, и Вы можете

считать себя убитым на месте".

     Еще известна история, когда Гюго чуть не вызвал Верди на дуэль за "испор- 

ченную" драму "Король забавляется" (по ней написана опера "Риголетто").

"Ну, хоть музыка-то моя в "Риголетто" на что-нибудь годится?",- спросил

обескураженный Верди. "Вот из-за музыки я Вас и не вызываю", ответил Гюго.

     Польский комик Алоиз Жулковский, кумир Варшавы конца XVIII - начала

XIX веков, человек ловкий и смелый, терпеть не мог дуэлей. Однажды какой-то

господин вызвал его на дуэль: ему показалось, что актер высмеял его в своей

комедии. На следующий день Жулковский подкатил на условленное место на

шестерке лошадей, которые тащили большую старинную пушку. Актер

развернул орудие, стал деловито насыпать порох, затем набивать картечь.

Нервы у обидчивого господина не выдержали, и он взял вызов обратно.

     Раз уж мы начали говорить о писателях – участниках дуэльных поединков,

нельзя не добавить к уже упомянутым также Гейне, Гете, Вийона, Пушкина,

Лермонтова, Камоэнса, Бомарше, Грибоедова и многих, многих других.

     Кстати, знаменитое сражение Сирано де Бержерака с сотней наемников,

описанная Ростаном, имела место в действительности. Результат: двое уби-

тых, семеро раненых и титул Неустрашимого для Бержерака.

     Вообще, каждый оскорбленный старался выбрать оружие "по себе". Так, мы 

знаем о бескровных математических дуэлях 16-18 вв., словесных и литератур-

ных дуэлях (порой очень серьезных и приводящих к дуэлям настоящим), дуэлях

музыкальных, химических  и т.д..

     Среди художников также было немало дуэлянтов. Франсиско Гойя,

славившийся среди современников своими похождениями и поединками в 

молодости, например, совершил налет на женский монастырь, чтобы выкрасть   

молодую итальянку, после чего был вызван на дуэль родственником похищен-

ной и ранил его. Однажды, уже в старости, Гойя был призван к королю, кото-

рый запретил художнику драться на дуэлях. "Но ведь дуэли не запрещены!? –

удивился Гойя. "Для всех моих подданных – нет, а для Вас – да",- ответил

монарх. "Но почему, Ваше Величество?". "Потому что у меня подданных много,

а Гойя – один" – ответил король.

     В XVI веке, Золотом веке Ренессанса, в Италии также были нередки дуэли

между художниками. Так, например, Микеланджело да Караваджо, пришедший

в ярость от критики некоего Серапино, вызвал последнего на дуэль и убил его.

Таким образом посредственный художник Серапино вошел в историю – как че-

ловек, которого убил на дуэли великий Караваджо.

    Не обошел своим вниманием дуэли и "слабый пол". И среди женщин были

"записные дуэлянтки". Хотя принято, что именно мужчина выходит к барьеру,

защищая честь женщины, бывали случаи, когда все происходило с точностью

наоборот. В конце 19 века мадам Шатеру узнав, что ее муж, получив пощечину,

не ответил на оскорбление, сама вызвала обидчика на дуэль, на которой серьез-

но ранила своего противника.

    А вот во времена Людовика XIV  (сер.-конец 17 в.) оперная певица Мопэн,

славившаяся своим скандальным поведением, оскорбила на балу некую даму,

 после чего ей (Мопэн) было предложено покинуть бал. Певица согласилась, но

при условии, что с ней выйдут мужчины, которые недовольны ее поведением.

На немедленно состоявшемся поединке, женщина по-очереди ранила несколь-

ких своих противников-мужчин, после чего, как ни в чем не бывало, вернулась

на бал. Восхищенный Король-Солнце помиловал отважную дуэлянтку.

     В начале 20 века русская поэтесса и писательница Мариэтта Шагинян, возму-

щенная отношением поэта Ходасевича к жене (подруге Шагинян) послала ему

форменный картель. Ходасевич ответил: "С бабами не дерусь", после чего дело

удалось замять.   

     Тема дуэлей неисчерпаема. Как уже упоминалось, существуют отдельные

исследования по этике, правилам дуэлей (изменение дуэльного кодекса), ве-

деется мрачная статистика убитых на дуэлях: один из пиков приходится на

"мушкетерские" времена – 17 век во Франции, но и в 80-е годы XIX века там же

отмечалось множество дуэлей, причем, большинство из них (363 из 535) –

дуэли между журналистами, т.е. можно сказать, что в это время профессия

журналиста была очень опасна.

     Датский астроном Тихо Браге, поспоривший с приятелем по поводу геомет-

рической теоремы, на последовавшей за этим дуэли лишился кончика носа.

      На дуэлях погибли поэты Пушкин и Лермонтов в России, философ Лассаль

в Швейцарии, во Франции и Венгрии – математики Галуа и Бойяи  и многие-

многие другие: знаменитые и не очень, представители высшего генералитета

и юные лейтенанты ,поэты и чиновники, мещане и актеры …..

     Но это – тема для других рассказов.

Фердинанд Руабе, оригинал, из коллекции автора

© David Ratz



Просмотров: 2497,  Автор: David Ratz
Понравилось: 0      
Другие статьи автора David Ratz: (1) (Клик для открытия)

Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов