≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #24
25/12/2006
Просмотров: (31049)
БУДУАР
РЕЛИГИЯ
ИХ НРАВЫ
ЖИВОТНЫЕ
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
ЛИТЕРАТУРА
ФОТОГРАФИЯ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
ПРОЗА
СЕТЕВАЯ ПАУТИНА
СОБЫТИЯ МЕСЯЦА НА F.-F.
ФОРУМ ИГРАЕТ
ПРАЗДНИКИ и ТРАДИЦИИ
ОТ РЕДАКЦИИ
СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА
КТО ЕСТЬ КТО
КИНО
ЖИЗНЬ ФОРУМА
ФОРУМ ШУТИТ
БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[1]:
 Гостей: 1
 Участников: 0


  Новый Год вокруг света



Новый год в Болгарии: кому достанется сурвачкой от сурвакара?

Новый год - праздник очень яркий и красочный, благодаря обычаям и традициям, присущим болгарам. Он начинается еще вечером тридцать первого декабря. Перед началом праздника самый младший член семьи встает около елки начинает петь новогодние и рождественские калядки, в благодарность за это, он получает подарки от взрослых.

Одной из неотъемлимых традиций, связанных с отмечанием нового года является застолье. Болгария не является исключением. В болгарских семьях на новогоднем столе, согласно традициям, должно быть не менее двенадцати блюд, и среди них, представьте себе, ни одного мясного. Однако, есть рыба, грибной суп или борщ, ячменная каша с черносливом, клецки с маслом, и шоколадный торт на сладкое. Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Вот почему стол должен ломится от яств. В середину стола ставят обрядовые караваи, украшенные изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. В каравай обязательно кладут монету. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе. Перед ужином самый старый член семьи кадит тмином стол, читает молитву и разламывает каравай.

Кому достанется монетка, тому будет везти во всем круглый год. А когда в конце дело дойдет и до баницы, то становится видно, кому достался дом, хлев, живность, а кому успех в учебе, в любви или в хозяйстве.

Болгары считают время перед наступлением нового года самым таинственным, и все их традиции всячески способствуют созданию атмосферы загадочности. В полночь повсюду на три минуты выключают свет. Таким образом, всем влюбленным дается возможность одарить друг друга новогодним поцелуем или просто загадать самое сокровенное желание.

В новогоднюю ночь совершается много обрядов с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят сурвакары - подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают ими хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая "сурвачка", - обязательная принадлежность каждого из сурвакаров.

Первого января свои именины отмечают Васил, Василка, Веселина, Веселин, а потому и день в народе больше известен как "Василевдень".

Мария Финогенова


 Китайский новый год

Взрывающиеся фейерверки, танцующие на улицах удивительные драконы из струящегося шелка - поистине, Китайский лунный Новый год один из самых интересных и красивых Восточных праздников.

Отмечается он в январе-феврале, дата начала плавающая, но ознаменован разными интересными традициями, некоторые из которых было бы неплохо перенять и при встрече нашего традиционного Нового года.

В 2007-ом году он начинается 18 февраля, и отмечается в первый лунный месяц нового года. Другое название праздника - Китайский новый год. Лунный Новый год известен сейчас по всему миру, в первую очередь отмечается китайцами. Лунный Новый год - это время для обновления, время выбросить старое и встать на путь нового...

Китайский календарь был изобретен Императором Хуангди в 2637 году до н. э., после целой серии астрономических расчетов. Расчетами определяется дата новолуния, затем расчитываются лунные месяцы по 30 дней.

Подготовка к Лунному Новому году начинается заранее, за несколько месяцев. Главные традиции связаны с обновлением - из дома выбрасываются старые вещи и заменяются на новые. К новому году считалось обязательным как следует убраться, выскрести все углы и закоулки - чтобы быть уверенным, что из дома выметены и выброшены на помойку неудачи и невезенье... Заодно надо заплатить по счетам и раздать долги - дабы входить в новый год чистым от обязательств.

По случаю Лунного нового года готовится особый праздничный обед. Считается, что чтобы обеспечить себе удачу и благополучие в наступающем году, нужно дать каждому блюду специальное название, олицетворяющее какие-то составляющие успеха и процветания... Например, тайванское блюдо, изображенное на фото носит название "Пять благословений на Новый год" и пять его составляющих олицетворяют долголетие, процветание, мир, мудрость и справедливость.

Еще одна из традиций Лунного нового года, о которой нельзя не упомянуть - фейерверки. Традиция праздничных фейерверков происходит из другого древнего обычая.

Легенда гласит, что в Древнем Китае жил страшный монстр-людоед по имени Ниан, умеющий проникать в дома, и похищавший жителей в Новогоднюю ночь. Он вселял в людей панику, и они не знали, как найти на кровожадного монстра управу и не пустить его в свое жилище. Но позже людям удалось выяснить, что Ниан боится красного цвета, огня и громких звуков. Теперь у людей появился способ отпугнуть от себя монстра - достаточно издавать громкие звуки и устраивать яркие вспышки! Так были изобретены фейерверки. Легенда утверждает, что именно с тех пор в китайских домах появилась традиция зажигать в домах фейерверки, чтобы отвадить злого духа. Кроме фейерверков, двери домов в Новый год украшаются стихами на красной бумаге и картинками в честь божеств Защитников домашнего очага, в доме зажигаются фонарики...

Рано на следующее утро люди поздравляли друг друга радостными возгласами, что им удалось отвадить злого духа Ниана от своего дома еще на год - потому что атмосфера обновления в первый день Нового года отпугнет злого духа и обезопасит людей.

Еще одна из традиций - двери, а лучше и окна в полночь на новый год должны быть открыты, чтобы не мешать старому году выйти вон. Пожалуй, это традиция, которую трудно будет реализовать в российской действительности - а не то в новогоднюю ночь можно будет заморозить всех встречающих!

Еще по китайской традиции считается, что в первый день Нового года нельзя мыть голову - а то вы вымоете удачу наступающего года.



 
Рождество в Италии

В Россию Новый год приходит в сопровождении Деда Мороза и Снегурочки. В Англии и Америке - с Санта-Клаусом и его верным эльфом. А у итальянских ребятишек в дополнение к Деду Морозу есть свой, неповторимый, герой новогодних сказок. Точнее, героиня - это старая ведьма Бефана. По легендам, с виду она выглядит как настоящая Баба-Яга - нос крючком, сама страшненькая, и разве что нога не костяная. Но, в отличие от своей российской родственницы, детей Бефана любит и относится к ним, как добрая бабушка. Каждый год, шестого января, она влетает в дом через каминную трубу и оставляет подарки для детей. Тем, кто вел себя хорошо, достаются сладости, каштаны, орехи, мед и сушеные фрукты, а вот хулиганам приходится довольствоваться сахарным углем, морковкой, луковицами и чесноком. Одежда у нее так себе - длинное черное платье, фартук, непременный платок на голове, дырявые чулки и старые башмаки, зато у нее есть волшебная метла, на которой она и летает от дома к дому. Чтобы бабке Бефане было куда складывать подарки, дети подвешивают в кухне, спальне, а лучше всего - прямо у камина - длинные носки, а в некоторых областях принято оставлять на кухонном столе кофе с печеньем для доброй старушки.

Кстати, об угощении. Вообще, Рождество и Новый год числятся среди самых "вкусных" итальянских праздников. По традиции, на эти праздники семья собирается не только для того, чтобы обменяться подарками, но и для того, чтобы вспомнить о том, как весело бывает за семейным столом. Типичное праздничное меню почти во всех районах Италии включает традиционные блюда. В рождественском меню это пельмени в бульоне, фаршированное мясо, сладкие булочки или миланский кулич, а в новогоднем - дзампоне, свиная колбаса и чечевица.

Еще одна новогодняя традиция - это новогодние базарчики. Они очень популярны в тех районах Италии, где чувствуется влияние североевропейской культуры. Чего только нет на этих базарах! Кустарные поделки - деревянные статуэтки, свечки всех форм и цветов, сладости, венки из сухих цветов, ленты, новогодние украшения для дома и очаровательные шарики на елку - эти могут стоить целое состояние. Начавшись в конце ноября, торговля прекращается только в канун Рождества., и привлекают толпы народу - местные жители назначают там встречи, а туристы тянутся поглазеть на диковинки.

Многие итальянцы до сих пор по старинной традиции выбрасывают из окон старые вещи, расставаясь со всеми неприятностями, которые принес старый год. А сам Новый год встречают фейерверками и праздничными огнями, со всей радостью, на которую способны люди в надежде, что будущий год отплатит им тем же - принесет радость.

Мария ЛИСС


 Новый год в Бурятии

Лунный новый год - самый популярный и широко отмечаемый в Бурятии праздник, здесь его называют Сагаалган - Белый месяц: и весь этот месяц продолжаются новогодние праздненства, включающие и семейные торжества, и богослужения в буддистских храмах - дацанах. Хотя официальное празднование Сагаалгана в Бурятии было возрождено лишь в 1991 году, это очень древний праздник. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали еще в 13 веке по приказу внука Чингисхана хана Хубилая.

В празднике смешались буддистские и языческие традиции. Главные богослужения проходят в крупнейшем буддистском монастыре России - Иволгинском дацане. Службы, длящиеся 20 дней, составляют новогодний молебен - Саалганай Хурал. Он включает в себя службу в честь божеств, обряд устранения препятствий (проводимый за день до окончания старого года), молебен в честь чудес, совершенных Буддой ради распространения священного учения, пожелания мира и благополучия и другие обряды. Многие буряты в эти дни стараются попасть в храмы, чтобы помолиться о счастье и удаче в наступающем году для себя и своих семей. Накануне наступления Нового года перед дацаном разводят ритуальный костер - "дугжууба", в который бросают старые вещи, сжигая таким образом злые помыслы и несчастья уходящего года.

Но столь популярный среди бурят Сагаалган не просто религиозный праздник; для большинства людей это прежде всего праздник семейный, народный, символ сохранения многовековых традиций, добра и единения. Перед наступлением лунного Нового года буряты, придерживающиеся старых языческих верований (а кто из нас хоть раз не задумывался о влиянии на нашу жизнь потусторонних сил?), совершают подношения богам и духам. А еще Белый месяц - это время очищения, ведь белый цвет у монголоязычных народов - символ чистоты, честности, добра и счастья. Перед наступлением праздника в домах наводят чистоту и готовят новогоднее угощение, состоящее из традиционных блюд белого цвета, таких как сушеные пенки, домашний сыр "хурууд", сушеный творог, простокваша, печенье на молоке, молочная водка "тарасун". Буряты придают молочной пище такое же значение, как христиане - постной, полагая, что она очищает и оздоравливает, а молоко считают символом плодородия и особым даром небес.

Новый год начинают праздновать на рассвете. В старину первым поздравляли самого старшего и уважаемого человека в семье или округе, преподносили ему подарки: голубой шелковый шарф, посуду с пищей, платки, сладости. В ответ одаривали гостей и хозяева. Иногда дети получали в подарок новорожденного ягненка или теленка с пожеланиями благополучия и умножения скота. Сегодня детям обычно дарят конфеты и деньги, а вот шарф хадаг - символ добрых пожеланий - и сегодня остается традиционным подарком для самого почтенного члена семьи. Еще одна традиция - особое новогоднее приветствие (золгохо). Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого, оба они произносят пожелания благ и удачи. Золгохо - символ того, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.

День нового года по лунному календарю в Бурятии - государственный выходной. На сценах и под открытым небом проходят представления, песенные фестивали и концерты. Участники и гости съезжаются со всех концов России и других стран - здесь рады всем.

Интересны результаты опроса, проведенного одним бурятским интернет-сайтом: традиционные новогодние обряды совершают 65% опрошенных, считая, что они помогают; почти 28% не совершают их, но хотели бы, и лишь 7% не верят в обряды и не совершают их. Видимо, сама древность этого праздника, его красивые и добрые обряды притягивают к нему сердца людей, почти на целый месяц возвращающихся из рациональной повседневности к традициям предков.

 


 Рождество во Франции

В некоторых частях Франции рождественские праздники начинаются 6 декабря - в день Святого Николаса. Именно в этот день французский Дед Мороз - Пер Ноэль (Pere Noel) - приносит хорошим и прилежным детям подарки и конфеты. В деревянных башмаках и с корзиной подарков за спиной, он прибывает на осле и, оставив животное снаружи, проникает через дымоход в дом. Подарки он кладет в обувь (sabots), которую дети заранее оставляют перед камином. Компаньоном Пера Ноэля является Пер Фуетар (Pere Fouettard) - дед с розгами, который напоминает Перу Ноэлю, как ребенок вел себя в течение года и чего он заслуживает больше - подарков или шлепанья. В некоторых провинциях, Пер Ноэль приносит маленькие подарки 6 декабря и возвращается вновь на Рождество с большими. Также подарки может приносить Пёти Ноэль (Le Petit Noel) - ребенок Иисус.

В канун Рождества после полуночной мессы люди собираются у себя дома или в ресторанах (которые открыты всю ночь) на праздничный ужин под названием ревейон (reveillon). Ревейон означает пробуждение, наступление дня. Это символическое духовное пробуждение человека вследствие осознания значения рождения Христа.

Везде к столу подаются копченый окорок, дичь, салаты, выпечка, фрукты, конфеты и вино. Но меню различается в зависимости от региональных кулинарных традиций. На северо-востоке Франции главным блюдом часто является гусь, в Бургундии - индейка с каштанами. В Бретани традиционно подаются лепешки из гречихи со сметаной, а парижане предпочитают устриц, лобстеров, паштет из гусиной печени (часто приготовленный в виде рождественского полена) и шампанское. В Провансе на ревейон подаются 13 десертов - это старинный обычай, символизирующий Христа и 12 апостолов. Самым известным и обязательным десертом являются рождественский торт Буш дё Ноэль (в форме полена).

Начиная с 12 века во Франции появилась традиция в канун Рождества изготовлять всей семьей во дворе дома из свежей древесины (как правило, вишневого дерева) рождественское полено - Буш дё Ноэль (Buche de Noel). С определенными церемониями его торжественно заносили в дом. Глава семьи поливал его маслом и подогретым вином, и вся семья воздавала молитвы. Маленькие девочки поджигали полено с помощью щепок, оставшихся от полена предыдущего года (согласно поверию, зола и щепки, остававшиеся от сжигания рождественского полена, хранили дом от молний и проделок дьявола в течение года; поэтому их тщательно собирали и хранили). Считалось важным, чтобы у всех, кто участвует в процессе поджигания нового полена, были чистые руки. Постепенно традиция сжигания Буш дё Ноэль отмирала, хотя и сегодня в домах, имеющих камины, ее придерживаются. Но большинство французов украшают свой стол маленьким макетом Буш дё Ноэль, и оформляют в виде рождественского полена некоторые блюда. Так что в наши дни Буш дё Ноэль - это праздничный шоколадный рулет, украшенный сахарными фигурками и листьями.

Рождественская елка никогда не была особенно популярной во Франции. Французы просто вешают над дверью дома ветку омелы, веря, что она принесет удачу в следующем году. Кроме того, французы просто обожают цветы - они размещают их по всему дому, в букетах, по одному, обязательно ставят цветы на стол. Также элементом украшения являются креш (creche) - рождественские ясли - макет, изображающий сцену рождения Христа. Обычно макет заполняется человеческими фигурками - фигурками святых - сантонс (santons). Раньше французские ремесленники изготавливали эти фигурки в течение года; и помимо святого семейства, пастухов и Марии, часто создавали фигурки местных сановных особ. Фигурки были яркими и разноцветными, сразу привлекающими взгляд, и их литейные формочки передавались из поколения в поколение. Фигурки продавались в течение декабря на ежегодных рождественских ярмарках в Марселе и Эксе. Точно также они продаются и сегодня.

 

С 1 по 6 января проводятся "Пиры Дураков". В средние века горожане выражали таким образом свое недовольство церковью: они разыгрывали сатирические сценки и устаивали карнавальные шествия. В городах и селениях, самый глупый, по всеобщему признанию, житель получал титул "Господин Беспорядка" и являлся главой рождественских увеселений. Его приказы были обязательными к исполнению для каждого.

6 января - окончание рождественского сезона, последний праздничный день. Он знаменуется "Пирами Королей" (Fetes des Rois)*. В этот день принято делать пожертвования и собираться за семейным столом. Миндальный торт "Галет де Руа" (Galette des Rois) украшается золотой бумажной короной; а маленькая игрушечная корона (иногда ее заменяет боб) спрятана внутри. Тот, кому она попадается, становится Королем или Королевой этого дня.

* 6 января - Епифания - день, когда по библейской легенде 3 короля прибыли в Бетлехем, так как им было заранее дано знамение о рождении Христа.


 $2.300.000 от Санта-Клауса или если вы будете в Испании…

 С начала декабря каждый испанец считает обязательным сделать подарок "по душе", угадать вкус и нрав того человека, которому он собирается сделать презент. Это давняя традиция, прямо-таки насаждаемая веками, "дух дарения", что -ли. Поэтому шумят ярмарки и базары по всей стане. Не только простые граждане хотят сделать что-нибудь хорошее. Не отстают от них и целые институты -например, государство. Так, в той -же самой азартной Испании 23-24 декабря проводится Рождественская лотерея El Gordo, по накалу страстей сопоставимая с корридой. Известная с 1818 года, когда первая премия составила 50.000 писет и было продано 17 тысяч билетов, она дошла до наших дней, когда в 2002 году на кон была поставлена рекордная сумма в €1,7 млрд. В 1996 году заветные билеты купило около 30 млн. человек. Подсчитано, что на них "среднестатический" испанец истратил 6 тысяч писет (около 50$), а в Мадриде - еще больше -около 8 тысяч. В воспаленных мечтах каждый надеется на чудо. Было отчего поволноваться -тогда, в 1996, на кон ставилось $1,3 млрд. Это событие затмило все, чем жила Испания. Радио, телевидение и информ-агентсва следили за каждым его шагом, как за визитом высокого гостя. Как водится, не обошлось без курьезов. Когда главный церемонимейстер назвал номер билета, на который выпал "гордо" - главный выигрыш в 300 млн. писет ($2,3 млн), -тишину зала взорвал восторженный вопль: вся страна, приникшая к телеэкранам, увидела молодого парня, вскочившего на стул и на зависть всем потрясавшего волшебным билетом. Лавина репортеров, сбивая друг -друга, ринулась к счастливчику и... Оказалось, парень просто пошутил. Правда, шалость чуть было не обернулась драмой -шутник с трудом улизнул от разъяренных "акул пера". Правда, сама система розыгрыша позволяет избежать столь крупных выплат, разбивая их на меньшие доли. Но именно этим она и привлекает игроков. Тем более что играть можно и не оплачивая полную стоимость билета - он просто делится на части ("партисипасьонес") и покупается сразу несколькими людьми. Делается это и через интернет в многочисленных on-line казино, посвященных El Gordo. В этом случае "толстяк" (gordo) отвалит меньше, но меньше и потеряешь в случае проигрыша. Правда, в 2003 году сумма джек-пота резко упала до €300 млн. Интересно, сколько будет в этом?

 

 

Новый год и Рождество в Мексике

Мексика, с ее тесным переплетением католических традиций и отголосков древних индейских обычаев, - как раз то место, где сказка иногда вмешивается в обычную жизнь. И никто этому особенно не удивляется - ведь каждый год мексиканцы сами творят эту сказку. Иностранцев, решивших провести зимние праздники в Мексике, ожидает много сюрпризов. Первое - продолжительность этих праздников. Здесь они начинаются 3 декабря, с 9-дневной череды торжеств с торжественными шествиями в честь Святой Девы Гваделупской, которую здесь почитают как мать и покровительницу Мексики.

Приближение Рождества начинает особенно сильно ощущаться с 16 декабря - первого дня праздников, которые здесь называют «посадос» (исп. posada - «убежище, приют»). В это время вспоминают о путешествии Марии и Иосифа в Вифлеем, где суждено было явиться на свет младенцу Христу. Посадос длятся с 16 по 24 декабря - именно в эти дни ацтеки когда-то праздновали день рождения бога Солнца Вицлипуцли, - и каждый вечер по всей Мексике можно увидеть процессии, главные участники которых - дети, исполняющие роли Девы Марии, Иосифа, Ангела, пастухов и волхвов. Под звуки песен и веселого смеха, отбивая ритм посохами, украшенными лентами и цветами, процессии отправляются в путь от церкви и останавливаются возле домов, прося убежища, пока в одном из домов (с хозяевами которого договариваются заранее) путникам не разрешат войти. После этого начинается веселый праздник со сладостями и угощениями. Один из обязательных элементов праздника - пиньята. Родина этой традиции - Китай, откуда Марко Поло привез ее в Европу, а испанцы, в свою очередь, - в Мексику. Пиньята - это глиняный горшок, наполненный лакомствами и фруктами, который обычно оклеивают бумагой так, чтобы он напоминал семилучевую звезду (символизируя семь смертных грехов). Подобная традиция существовала и у ацтеков, разбивавших глиняный горшок с мелкими дарами перед статуей божества - может, именно поэтому пиньята так прижились на мексиканской земле. Их разбивают палкой, обычно с завязанными глазами, что символизирует веру и победу над грехом и злом. Высыпающиеся при этом сладости дружно поедаются всеми участниками праздника.

Еще одна интересная мексиканская традиция - насиментос. Говорят, что первое подобное рождественское украшение создал еще святой Франциск Ассизский в 13 веке. Насиментос - это своего рода игрушечное воспроизведение сцен из Библии, связанных с Рождеством. Их можно увидеть в домах, церквях, магазинах и даже в учреждениях. Из опилок, мха, песка, раскрашенной бумаги создают пейзаж: поля, холмы, реки, деревенские домики, а потом наполняют его фигурами Девы Марии, Иосифа, пастухов, волхвов, домашних животных. В конце ноября - начале декабря на местных рынках можно увидеть целые прилавки, которые буквально ломятся от материалов и фигурок для насиментос.

В рождественский сочельник, после окончания последней процессии посадос, группа местных жителей обычно приветствует новорожденного Христа исполнением индейских танцев, все поздравляют друг друга. После этого большинство мексиканцев спешат домой, где их ждет праздничная трапеза. Главное блюдо - индейка, как и Европе. Следует помнить, однако, что эта традиция родом из Латинской Америки. Подают и другие традиционные блюда - из бобов, овощей, кукурузы, - которые различаются в разных районах страны, и, конечно же, сладости и домашнюю выпечку.

После шумных праздников сам день Рождества кажется неожиданно тихим. Улицы пустеют - большинство людей отсыпается после праздничного веселья.

Новый год здесь - праздник шумный. И Мексика не была бы Мексикой, если бы всю новогоднюю ночь здесь не звучали песни и смех, сопровождаемые звуками салютов. И если Рождество - преимущественно семейный праздник, то в эту ночь всей стране мексиканцы высыпают на улицы целыми семьями, танцуют и веселятся.

 

 

Рождественские каникулы в Германии

 Зима в Германии - одно из самых красивых и романтичных времен года. В первую очередь это связано с тем, что главный праздник в Германии - Рождество, и немцы умеют его праздновать так, что миллионы туристов со всех концов света приезжают сюда, чтобы насладиться незабываемой предрождественской атмосферой, купить подарки, полюбоваться на достопримечательности городов Германии, которые перед праздником становятся еще красивее благодаря рождественским базарам, принять участие в многочисленных праздничных культурных мероприятиях.

Так в финансовой столице Германии - Франкфурте - Рождественский базар откроется 28 ноября и продлится до 22 декабря, он ждет гостей каждый день с 10 часов утра и до 9 вечера. Около 3 миллионов гостей посещают ежегодно франкфуртский Рождественский базар, что делает его одним из самых крупных в Германии. Более 200 киосков украшены с огромной тщательностью, вкусом и в соответствии с историческими традициями, в них как и много столетий назад можно найти рождественские подарки, сделанные вручную елочные украшения, сладости, глинтвейн и многое другое. А над всем этим великолепием возвышается 30-метровая новогодняя елка.

Рождественский базар в столице Баварии Мюнхене (1 по 23 ноября) также знаменит своей огромной новогодней елкой на площади перед Новой Ратушей. Ее высота по иронии судьбы тоже 30 метров и она роскошно украшена 2500 свечами. История этого Рождественского базара ведет отсчет с 14 века, а первые письменные упоминания о нем датированы 1642 годом. А сейчас каждый его посещают около 3 миллионов туристов ежегодно. Каждый день со 02.12.00 по 23.12.00 в 17.30 с балкона Новой Ратуши будет исполняться Рождественская музыка.

Почти все Рождественские базары Германии имеют историю, которая исчисляется столетиями, как, собственно, и само празднование Рождества. А вот на романтическом острове Фрауэнинзель, что на красивейшем баварском озере Химзее, в этом году впервые откроется Рождественский базар. Он приглашает гостей с пятницы по воскресенье с 30 ноября по 1 декабря и с 7 декабря по 9 декабря с 14 до 20 часов. Более 40 продавцов предложат туристам глинтвейн и пряники, традиционные изготовленные вручную ремесленные изделия и произведения искусства. Каждый день на острове будут проходить концерты и другие праздничные культурные мероприятия: так для исполнения "Original five blind boys from Missisipi" хор специально прилетит из Америки, а местные музыканты исполнят альпийские рождественские песнопения. Маленькие гости острова приглашаются самостоятельно смастерить новогодние подарки и поучаствовать в различных соревнованиях и развлечениях.

Специальные пароходы будут привозить посетителей на остров Фрауэнинзель и к половине десятого вечера отвозить обратно "на большую землю". Туристы могут не только насладиться атмосферой этого единственного в своем роде Рождественского базара, но и посетить всемирно известный замок баварского короля Людвига 2. - Херренхимзее.

Приятные подарки к Рождеству и Новому году приготовил своим гостям и самый большой и популярный парк развлечений Германии - Европа Парк. Впервые в этом году Европа Парк будет открыт и в зимнее время, а именно с 1 декабря 2001 г. по 6 января 2002 г. , за исключением Рождества 24 и 25 декабря. В это время будут работать большинство аттракционов парка, планируется огромное количество праздничных шоу, большой европейский Рождественский базар, новогодние гала-представления.

Зимних гостей Европа Парка, безусловно, привлекут гостей не только прекрасно декорированная территория, но и сильно сниженные цены на входные билеты:
- взрослый билет - ДМ 29,-
- детский билет - ДМ 26,-
А в предварительной продаже до 30 ноября билеты еще дешевле. Кроме того в обоих 4-звездочных отелях парка дети до 11 лет проживают зимой бесплатно, родителям надо лишь оплатить им завтрак и входной билет в парк.

Столица Германии Берлин приглашает насладиться всем великолепием Рождества. Витрины всех без исключения магазинов празднично украшены. Многие магазины продлевают время своей работы и приглашают покупателей отведать пунша и рождественских сладостей. Между основными универмагами города курсирует каждые 30 минут бесплатный автобус для любителей шоппинга. Прекрасные подарки к Рождеству и Новому году можно купить не только в магазинах, но и на многочисленных Рождественских базарах, которых в Берлине семь: в районах Шарлоттенбург, Митте, Шенеберг, Шпандау, Тегель, Тиггартен и Целендорф (с . У каждого их них своя особенная атмосфера: множество милых ремесленных изделий можно купить в Целендорфе, а самые большие базары - в центре города Митте и в районе Тиргартен. Бесчисленные балы, концерты, праздники пройдут в конце декабря и начале января по всему Берлину Практически все отели столицы приглашают на праздничные ужины и обеды с музыкой, концертной программой, танцами и кулинарными сюрпризами (информация:
http://www.berlin-tourism.de/).

Старинный город Нюрнберг часто и по праву называют „рождественским городом Германии №1“. Рождественский базар в Нюрнберге один из самых старых в Германии. И с полным правом можно сказать, что он самый популярный и наиболее посещаемый как немецкими, так и иностранными туристами. Рождественский базар по традиции торжественно откроется 1 декабря и продлится до 12 часов дня 24 декабря, но подготовка к нему уже сейчас идет полным ходом. Подготовка начитается собственно в августе, когда на всемирно-знаменитой фирме „Schmidt“ начинают производство нюрнбергских пряников, и пряный запах витает над городом и напоминает о Рождестве.

Самое позднее в пятницу перед первым адвентом дело приминает совсем серьезный оборот. “Христос-Младенец всех зовет на свой Рождественский базар, спешите все на встречу с ним, добро пожаловать и млад, и стар!” По традиции эти слова торжественно произносит Младенец-Христос, открывая посвященный его рождению праздник. Чтобы услышать эти слова и проникнуться атмосферой праздника каждый год в Нюрнберг приезжают более 2 миллионов туристов во всего мира.

В непосредственоой близости от самого базара в Ратуше Нюрнберга проходит выставка истории нюрнбергского рождественского базара. Каждый год на выставке наряду с постоянной экспозицией появляется новая рождественская тема: или же это рождественские календари различных эпох, или старинные елочные шары с рождественскими мотивами, или даже почтовые кареты. Кто же хочет прокатиться вокруг настоящего рожественского базара на настоящей старинной почтовой карете, может сделать это как раз в Нюрнберге. Уже 50 лет каждый год Музей почты и связи организует веселые поездки на двуконной курьерской карете по историческому центру города. Карета, изготовленная в 1938 году в стиле Бидермайер, кучер, одетый в том же стиле, вызывают восторг у взрослых и детей.

С 1952 года каждый год более 2000 школьников Нюрнберга организовывают праздничное шествие через вечерний город с самодельными фонариками. Это прекрасное зрелище могут увидеть все гости Нюрнберга вечером по второй четверг декабря. А для самых маленьких рядом со „взрослым“ рождественским базаром в Нюрнберге на площади Ханс-Закс-Платц сооружен специальный рождественский рай для детей. В добротных домиках дети могут сами смастерить новогодний подарок родителям, изготовить свечи или что-нибудь испечь. Святой Николаус принимает в своем маленьком домике рождественские пожелания, фотографируется со своими маленькими посетителями, а по “детской” почте малыши могут послать письмо Младенцу Христу, который также “посещает” детишек каждый вторник в 14.30, а на “взрослый” базар он заходит каждый вторник и четверг в 15.00

Нюрнбергскому рождественскому базару уже более 350 лет, и тем не менее он сохранил исконные традиции. Здесь нет места дешевой мишуре и украшениям из пластика. Как и сотни лет назад в многочисленных павильонах базара (в этом году их более 185 на площади 2500 кв. м.) Вам предложат рождественские украшения и сувениры ручной работы из дерева и стекла, свечи и елочные украшения на любой вкус, знаменитых нюрнбергских человечков из сухих слив и орехов (съедобными их можно, увы, назвать только условно), уже упомянутые необыкновенные пряники, и, конечно, всемирно-знаменитые нюрнбергские сосиски. А после первого же бокала обжигающего глинтвейна у всех, даже самых замученных стрессом гостей, становится тепло и уютно на душе. Кстати, керамические кружки для глинтвейна стали у многочисленных туристов объектом для коллекционирования. Каждый год Нюрнберг выпускает кружки с новым праздничным мотивом, и почти 80% всех кружек увозят туристы в качестве сувениров во все уголки планеты.

В Дрездене Рождество имеет особый запах и вкус - это запах и вкус знаменитого дрезденского рождественского кекса ( Dresdner Christstollen).
Свои традиции рождественский базар Дрездена (в этом году с 26 ноября по 24 декабря) ведет с 1474 года, а с 1560 года его главной „достопримечательностью“ является дрезденский кекс. В 1560 году пекари города передали своему правителю к празднику кекс весом 36 фунтов. 8 мастеров и 8 помощников несли его во дворец, а в 1730 году был поставлен новый рекорд: кекс весом 1,8 тонны для 24.000 гостей. Об этих событиях напоминает ежегодный праздник дрезденского кекса. Каждый год к открытию рождественских празднеств в городе пекут кекс огромных размеров, так в этом году праздник дрезденского кекса пройдет 8 декабря. Конечно, дрезденский кекс не единственная кулинарная услада туристов, окрестности города славятся своими пряниками, особенно городок Пульсниц, что на северо-востоке от Дрездена. А всемирнознаменитые резные деревянные изделия из района Эрцгебирге с огромным удовольствием покупают здесь все туристы, увы самую большую рождественскую пирамиду они прикупить не смогут: эта пирамида высотой более 14 метров стоит не только на рождественском базаре в Дрездене, но и в книге Рекордов Гиннесса. Праздник рождественской пирамиды состоится 15 декабря (
http://www.dresden.de/).
Незабываемые рождественские впечатления ждут гостей уютного баварского городка Обераммергау: пешие прогулки в сопровождении опытных проводников, катание на санях, праздничные факельные шествия, рождественский базар с 2 декабря создают настоящее рождественское настроение.

 

 


Рождество и Новый Год в Албании

Праздник Рождества слился в Албании с праздником середины зимы - Krishtlindje, Kershendella, Kullanat, Kolendre. Слово "Kolendre" означает и само рождество, и круглый пирог в виде большого кольца, который пекли накануне рождества. Привязка основных вех традиционного календаря к христианским святцам несколько спутала их хронологические места и сделала эти вехи приблизительными. "День середины зимы" должен был бы приходиться на день зимнего солнцестояния. Это ясно из тех поговорок, которые бытуют сейчас в народе; в день середины зимы горцы из окрестностей Шкодры говорят: "Солнце ведет за собой лето"; "солнце совершает поворот",- говорят жители Люмы; начинает расти со скоростью, с какой петух переступает с балки на балку", - замечают в Шкодре. Хотя день середины зимы слился с христианским праздником рождества, по существу своему он имеет мало общего с христианской религией и таит в себе черты очень древних народных религиозных представлений

Мусульмане, которые также праздновали этот день, переосмысливают его по-своему. У мусульман Шкодры, например, он назывался "Днем мерного снега". Вместо возжигания свеч они клали в огонь кусочек воска. День середины зимы в различных районах Северной Албании назывался по-разному: в Люме "середина зимы" (Mjedis i dimnit), в Мирдите "ночь рождества" (Nate kendellja), в Шаля, Никай и Мсртури "ночь буами" (Nata е Buzmit). Задолго до праздника в лесу присматривали большое дерево с толстым несуковатым стволом, срубали его, но не вносили в дом, а оставляли его перед домом, помещали в хлеву или же прятали в лесу. В ночь на 25 декабря, в сочельник, вся семья собиралась у огня; посылали одного из семьи - сильного и ловкого человека принести "бузми". Появление полена встречали приветствиями: Ро vjen buzmi bujar Me gjeth e me bar, Me edha (keca) e shqerra, Mbas tyne vjen veral.
Вот приходит буяр С листьями и травою, С козлятами и ягнятами, А за ними появляется лето.
Mire se vjen me dhen e me dhi, me lope e me mashkuj, me bere bereqet dhe me te gjith tc miral.
Добро пожаловать с овцами и козами, с коровами, с детьми мужского пола, с хлебом и со всем хорошим.

Полено торжественно зажигали. Иногда в пламя очага подкладывали ветви вишневого дерева, виноградную лозу, ветви орехового дерева, т. е. тех растений, которые особенно почитаются как символы плодородия. В окрестностях Печа и Джяковицы на очаг звездообразно укладывали 15 дубовых поленьев, самое большое из них называлось "бузми". Считалось, что в огне должны сгореть все несчастия. Иногда в него подбрасывали ветки можжевельника, и когда они с треском вспыхивали, все присутствующие восклицали: "Пусть так сгорят наши враги и все, кто не желает нам добра!" Городское население Призрена и Джяковицы укладывало в камин не специальное полено, а просто две пары поленьев крест-накрест. По четырем углам комнаты укрепляли четыре зажженных свечи. Крестьяне сохраняли в доме головешки от рождественского полена или полуобгоревшие ветви вишневого дерева. Горожане тоже придерживались традиций: по внешнему виду огнища, горевшего в сочельник, они делают заключение относительно того, что ждет их на будущий год. Наконец разводят праздничный огонь и накрывают празджничный стол с раками, водкой и закуской.

 

 

 Новый Год и Рождество в Финляндии

И праздник Рождества и его название - йоулу (joulu) пришли в Финляндию из Швеции (jul). Вероятно, первоначально заимствование имело форму юхла (julila), что означает теперь вообще праздник, но в Карьяла так называется день всех святых, а в Похъянмаа - именно рождество

Канун рождества специального названия не имел - говорили просто "канун рождества" (jouluaatto). В этот день работали, как в будни, но старались начать работу пораньше, выполняли ее особенно тщательно, заканчивали рабочий день рано. Уже днем была натоплена баня, ужин подавался рано, многие и спать ложились пораньше, чтобы утром можно было рано выехать в церковь.

Елка в качестве рождественского дерева появилась в финской деревне очень поздно. Она была заимствована из Западной Европы в начале XIX в.; первоначально ее знали только в городах. В сельских местностях украшенная елка появилась сначала в школах, и в крестьянских домах получила распространение к концу прошлого века. Вечерняя трапеза в сочельник была довольно ранней. От нее давали еду - обычно хлеб и пиво - домашним животным.

Предполагалось, что в ночь под рождество и в следующую ночь появлялись души покойников, духи-покровители и нечистая сила. Для покойников и духов всю ночь стояла на столе еда, была истоплена на ночь баня. Для того чтобы нечистая сила не проникла в дом и другие помещения, на всех дверях снаружи рисовали крест. В новое время - уже в XX в. - распространился обычай ездить в сочельник на кладбище и ночью зажигать свечи на могилах ближних. В старину молодежь в ночь под рождество обычно гадала - по горению лучины, по поведению животных, по тому, как клевал зерно принесенный в избу петух, полагали, что можно угадать свою судьбу; верили в вещие сны в эту ночь и т. д.

Второй день рождества был днем св. Стефана (фин. Тапани), первого христианского мученика, который в Финляндии стал покровителем лошадей. Очевидно, это произошло вследствие совпадения во времени дня этого святого с дохристианским праздником, посвященным лошади. Во многих местностях Финляндии именно в этот день впервые запрягали жеребенка, впервые выезжали на молодой лошади и т. д. Почти повсеместно в этот день устраивались скачки на лошадях. В Южной Финляндии до сих пор помнят, что раньше день Тапани начинался с того, что кто-нибудь из молодых мужчин въезжал верхом в жилое помещение и сидел на лошади, пока она съедала ведро отрубей или овса. С Тапани начинались и различные развлечения молодежи, игры, появлялись ряженые. Ряженые ходили в любое время со Стефанова дня до Кнута.

Их было два рода: "козлы" и "звездные дети". Среди ряженых, называвшихся "кнутовыми козлами" (nuuttipukit), "рождественскими козлами" (joulupukit), были различные фигуры и маски животных. В первую очередь это были козлы - люди в вывернутых шубах, с рогами и хвостами, "рождественский журавль" (joulukurki), а также всадник на лошади (tapaninvalko). Мужчины переодевались женщинами, женщины - мужчинами, чернили себе лицо сажен и т. д. Ряженые ходили из дома в дом, затевали игры, разыгрывали сценки; их угощали.

По финским старинным представлениям, центральный зимний месяц был лисиным. Январь и февраль назывались большим и малым или первым и вторым месяцем таммикуу (tammikuu). Празднование Нового года 1 января было воспринято финнами в XVI в. До этого, как уже говорилось, год начинался после Михайлова дня, постепенно передвигался к концу октября и одно время праздновался, очевидно, 1 ноября. С того времени, как Новый год стали отмечать 1 января, на канун его и на первое число перешли характерные для такой даты черты. В канун стали гадать. В том числе распростра-нилось пришедшее с запада литье олова в воду. Отливали по фигурке для каждого члена семьи и последнюю - для духа земли, чтобы узнать, будет ли он покровительствовать дому. В воде из-под литья девушки смачивали свои платки и клали их под голову, надеясь увидеть во сне суженого. Кроме того, смотрели в зеркало, что якобы поможет увидеть лицо жениха, предсказать в наступающем году: предстоящее замужество, время смерти и т. д.

Каждый должен был достойно вести себя в день Нового года !!! - как делаешь все в этот день, так будет и весь год.


  Рождество и Новый Год в Румынии

В некоторых местах в Румынии Новый год называют "малым рождеством" (Craciunul mic) или "Братьями Крэчиуна" (Fratele Craciunului). Особенно торжествен канун Нового года - вечер на св. Василия. Едва только опустится солнце, как в каждом доме перед иконой Христа зажигали свечу из чистого воска, которая должна была гореть всю ночь, "чтобы счастье могло зайти в дом". Двери и пороги в доме, в помещениях для скота, в хранилищах зерна обмазывали чесноком и разного рода топленым жиром. Этим же составом на домашних животных ставили знак креста и, наконец, мазали себя и всех членов семьи. По народным представлениям, таким путем можно было уберечь себя от козней дьявола и стригоев, которые в эту ночь бродят возле дома и пытаются выдоить коров или нанести какой-нибудь ущерб человеку.

Но этой ночью бродит не только злая сила. Считалось, что раскрывались небеса и люди могли увидеть бога в окружении святых. Однако это было дано не всем - только людям строгой и праведной жизни. По румынским поверьям небеса раскрывались не только под Новый год, но и в канун рождества, крещения и Пасхи. Люди верили, что все это происходит очень быстро и тот, кто это увидел, мог просить у бога всего, чего хочет. Румыны думали, что в новогоднюю ночь может разговаривать и скот, но во избежание несчастья подслушивать его нельзя.

Этот вечер, как и канун рождества, был богат всевозможными колядками (соlinda). Парни ходили по домам, распевая их, произнося поздравления и пожелания. Все это сопровождалось хлопаньем бича и веселым шумом. Ни один дом не пропускали колендаторы. Временем наибольшего колядования был канун рождества. В сочельник в колядовании принимало участие большое количество народа, независимо от возраста. В канун св. Василия колядовали немного меньше, и здесь колядки, особенно такие, как плугушорул (plugu-sorul), были более целенаправлены и посвящены "вызыванию плодородия" земли. Но все же между колядованием в сочельник и в канун св. Василия существенных отличий не наблюдалось. Как и в другие праздники, собирались по домам, и старики рассказывали легенды о святых, в которых последние большей частью выступали как бедные чабаны.

Одним из наиболее древних и красочных новогодних обычаев у румын был плугушорул. Любопытно отметить, что в тех областях, где его исполняли, в колядовании принимали участие только бедняки и мальчики поменьше, т. е. те, кто больше всего был занят пахотой в качестве пахарей и погонщиков. В канун Нового года, как только стемнеет, ребята ходили по домам и колядовали. Наиболее разговорчивый из них, стоя около дома, читал колядку пахаря (плугушорул). Во время колядования проводили первую борозду по снегу. После произнесения колядки и поздравлений хозяевам дома последние одаривали плугурашей, как и на рождество: калачами, орехами, яблоками, деньгами и т. д. Так они ходили от дома к дому до полуночи. А затем, разделив по-братски подарки и пожелав друг другу счастья в новом году, расходились.

Канун Нового года был посвящен и различного рода гаданиям. Прежде всего стремились угадать погоду в новом году. Для этого служил так называемый луковый календарь. Луковицу делили на двенадцать долек и каждой из них присваивали наименование определенного месяца. Затем эти дольки посыпали солью и оставляли на всю ночь. Наутро по количеству выступившей на них влаги предсказывали, какой из месяцев будет сухой, а какой - дождливый.

В бывшем цинуте Дорней (Буковина) за несколько дней до нового года они выбирали из своей среды "господаря". Этот выбор считался большим почетом, и поэтому его встречали с радостью. В канун Нового года, когда стемнеет, в тех домах, где соблюдали обычай, звучали бучум и дрымба, давая знать, что пора собираться. После того как все собирались, на инструментах больше не играли.

Хозяйки дома накрывала стол чистой скатертью, а хозяин ставил на него непочатую кадушку воды. Подавался знак, что "верджел" начался, и каждый, кто хотел узнать свою судьбу, кидал в воду какой-нибудь предмет: ножик, крест, кольцо, сережку и т. д. Из числа присутствующих выбирали мальчика от 10-13 лет, в обязанности которого входило вынимать эти вещи из воды. Все отходили от стола, а мальчик с речистым стариком, называемым верджелатор (vergelator) или "вестник нового года" (vestitor de anul пои), приближались к столу. В каждой руке верджелатор имел по зеленой веточке и постукивал ими по краю кадушки, произнося колядку, после чего мальчик вынимал из воды чью-нибудь вещь и показывал собравшимся. Если владелец находился, верджелатор говорил, когда бог даст ему счастье (на Новый год, крещение или другой праздник). Вещь возвращалась владельцу, а верджелатор опять постукивал по краю кадушки и произносил колядку. Так продолжалось до тех пор, пока не были розданы все вещи.

Но случалось и так, что в кадушке еще что-нибудь оставалось, а на все календарные праздники были уже розданы пожелания. Тогда верджелатор желал владельцам оставшихся вещей приобрести овец, коз, быков, лошадей и т. д. Если же домашний скот был весь перечислен, то верджелатор желал им убить диких зверей. Пока шли пожелания счастья в новом году, в доме царило молчание. Но как только доходило до пожеланий завести скот, начинался хохот, который считался хорошим предзнаменованием в выполнении предсказания. Для того чтобы его вызвать, верджелатор, одновременно с пожеланием владельцу вещи получить какой-нибудь скот, начинал предсказывать его судьбу. Так как он не знал, кому принадлежит предмет, вынутый из воды, не обходилось без курьезов.

Мужчине он говорил, что он в наступающем году получит хорошего мужа, а женщине - жену и т. д. Когда все вещи были розданы, верджелатор заканчивал этот обряд новогодним пожеланием в стихах, на что присутствующие отвечали: "VivatI Traias ca!" (Да здравствует! Пусть живет!). Часть мужчин выходила наружу и стреляла из пистолетов. Хозяин снимал со стола кадушку, выливал из нее воду, наполнял вином и ставил на стол. Начиналось веселье, а парни и девушки танцевали до утра. В народе считали, что этот обычай справлялся не только для того, чтобы пожелать счастья и узнать свою судьбу в наступающем году, но и для того, чтобы поближе познакомиться друг с другом и дать возможность парням посвататься к девушкам.

В новогоднее утро дети от 3 до 12 лет ходили по домам с зеленой веткой яблони или груши, украшенной разноцветной бумагой, блестками, позолотой и искусственными цветами. В Мунтении ее называли сокрова (Socrova). О сохранении этих веточек в свежем виде заботились матери семей, которые собирали их в день Св. Андрея (30 ноября). Дети заходили в дом с пожеланием счастья и долгих лет, подражая в то же время мычанию быков. Они прикасались веточкой к каждому члену семьи. Так же поступали дети и со всеми, проходящими по улице. За это их одаривали подарками, предназначавшимися взрослым членам их семей: нитями, пряжей, решетом яблок, иногда - деньгами.

 

 Рождество в Болгарии

В Болгарии под Рождество часто гадали на продуктах: серебряная монета в куске хлеба означала счастье, полный орех - здоровье, а пустой - болезнь. Девушки не съедали первый кусок обрядового хлеба, а клали его под подушку, - чтобы приснился суженый.

В то время как обычаи в Рождественскую ночь по всей Болгарии почти одинаковы, по форме колядования можно четко выделить две области: западную и восточную. Граница идет по реке Искыр, горе Риле и западным склонам Родоп.

Колядники организовывались в дружины, четы (Западная Болгария), куды, четы (Восточная Болгария). В обеих областях дружины состояли только из мужчин - женатых или неженатых, но сравнительно молодых. Среди восточноболгарских колядников (чаще всего встречается термин коладници) нет ряженых. Они были одеты по-праздничному, шапки их украшались цветком и нанизанными на нитку пуканками (нагретыми в печке кукурузными зернами), носили свежесрезанные палки из кизилового дерева, на которые нанизывались собранные караваи. В Северо-Восточной Болгарии предводитель куды назывался царем.

Он одет в вывернутый кожух, украшенный стручками красного перца. В Юго-Восточной Болгарии глава дружины назывался станеник, кудабашия (глава куды), мармарин (от мармаря - лит. мърморя - бормотать), причем часто он становится царем на кукерских весенних играх. Глава колядников произносил славы или благословления при получении обрядовых хлебов.

Песни колядников имеют величальный характер. Их сюжеты ясно связаны с жизнью и трудом земледельца, насыщены пожеланиями здоровья, счастья всем членам семьи, плодородия и богатства. Колядование кончалось утром в Рождество, когда дружина собиралась на сельскую площадь, где происходили торги девичьих караваев, при этом каждый парень старался купить каравай у своей любимой девушки. На богоявление или в Иванов день колядники угощались частью собранных продуктов в доме у станеника. Другую часть продуктов продышали, а деньги раздавали бедным или жертвовали школе, церкви. В Западной Болгарии нет собственно колядования и коледников. Только в окрестностях Софии существовали коледары, колежане, в составе которых были мужчины в масках, что сближало их с новогодними дружинами Западной Болгарии. Среди них два пожилых персонажа: старец и баба (бабушка). Старец был одет в кожух мехом наружу, обвешан колокольцами и носил деревянный молот или саблю. Обыкновенно он охранял бабу от других колядников, которые старались ее умыкнуть.

После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878 г.) в городах на рождество стали наряжать елку. Этот обычай в деревне не прижился. В городах он теперь перенесен на Новый год. Своей богатой обрядностью с Коледой соперничает Новый год, в народе более известный как Василовдън, Васи-лия, Василица, Васил, Сурва (Северо-Западная, Западная и Юго-Западная Болгария), Сурваки, Суроваки, Сурва (Северо-Восточная и Юго-Восточная Болгария). Есть предположение, что названия Сурва и другие происходят от слова суров - сочный, зеленый. Важнейшими моментами праздника являются: обрядовая трапеза, сурвакание (обход домов с поздравлениями), ладувания (гадания по кольцам или букетикам, опущенным в воду, под обрядовые песни), дружины ряженых.

Канун Нового года по обрядности очень похож на канун рождества и носит те же названия. Только ужин скоромный и главное блюдо на нем - свиная голова. Новогодние обрядовые хлебы имеют те же названия, форму и украшения, что и рождественские. Пекли и специальный слоеный скоромный пирог, называемый баница (Западная, Юго-Западная и Северная Болгария), плакета (Северо-Восточная Болгария), млин (Юго-Восточная и Южная Болгария), в который запекали серебряную монету, а сверху вставляли кизиловые почки, означающие поля, виноградники, домашних животных.




 Рождество и Новый Год в Сербии и Хорватии

К рождеству в Югославии специально откармливали какую-нибудь домашнюю живность, отбирая обычно животных светлой масти - в Сербии это, как правило, была свинья, в других областях - свинья, овца, гусь, индейка, из которых и готовили ритуальное мясное блюдо (печеница, пециво, божипар, божипььар, заоблица, веселица, божак, божура, божица).

Специально, в соответствии с обычаями того или иного края, готовился стол, за которым собиралась вся семья на праздничную трапезу в сочельник и на рождество. Хозяйки прилагали много сил, чтобы стол выглядел как можно красивее, украшались даже ножки стола. Стол, за которым ужинали в сочельник, нельзя было двигать в течение трех дней рождества. Определенную роль в этих обычаях отводили столу, который выполнял функции своеобразного домашнего жертвенника,- на стол и под него ставили самые различные предметы, символизирующие процветание и плодородие, защиту от злых сил и т. д. В ряде районов вместе с сеном под скатерть (или под стол) сыпали семена и зерна различных культур. У хорватов и сербов некоторых сел Попово-Поле сохранился древний интересный обычай - шjаканье, в котором ярко проявляются пережитки древних жертвоприношений. Сущность этого обычая заключается в том, что перед началом трапезы, после прочтения молитвы, глава семьи пригоршнями разбрасывал зерно по комнате, говоря при этом, кому оно предназначается (упоминаются бог, рождество, домашние животные и птицы, рыбы, путники, члены семьи, сам хозяин).

Одним из центральных событий рждественского дня был приход первого посетителя - полазника. Следует отметить, что в большинстве областей Югославии не было принято ходить в гости в первый день рождества; считалось, что этот день нужно провести дома, в кругу своей семьи. Правда, в отдельных местах, например в Боке Которской, ходили в гости именно в первый день рождества, причем до полудня - мужчины, а после - женщины. Желанным гостем, которого ждали в каждом доме, был полазник. Как правило, в роли полазника выступал мужчина или мальчик, хотя есть сведения и о том, что в отдельных местах (в Муле и Кривокапиче - Бока Которска) полазником могла быть и женщина. В роли полазника могло выступать и какое-нибудь домашнее животное - вол, свинья, овца, теленок и т. д. Обычай наделять животное функциями полазника был довольно широко распространен у сербов, черногорцев, хорватов, словенцев (особенно в восточных районах), а также у мусульман славянского происхождения. Так, например, у словенцев эту роль выполнял баран или петух, которого водили по комнате вокруг стола и здесь же кормили (аналогичные обычаи были известны и в других областях, например в Лепенице, Ливаньском Поле); у сербов - вол, которого также кормили чесницей; у мусульман - овца (Лепеница) или вол (Гласинац--Босния и Герцего-вина).

Приход полазника в дом - это могло случиться в любое время после полуночи - был обставлен самыми различными действиями магического характера. Интересно, что в ряде мест он наравне с хозяином дома участвовал в преломлении чесницы, начинал есть печеницу, резал петуха или курицу. В других местах ему отводилась более пассивная роль и его просто угощали. Полазник, как лицо, приносящее счастье семье, выполнял магические действия, призванные обеспечить прежде всего ее благосостояние. Входя в дом, он поздравлял всех с праздником и сыпал по дому зерно, принесенное им в рукавице, а домашние посыпали его зерном; если еще горел бадняк, то он ударял его кочергой и говорил: сколько искр, столько овец, лошадей и т. д. (перечисляется скот, птица и пр.); подобные же слова произносятся и тогда, когда полазник лущит початок кукурузы и разбрасывает зерна по комнате - так было, например, в Оролике, или становится на колени на принесенное с собой полено (Словения), бросает мелкие деньги на край очага. Домочадцы накрывали полазника одеялом или покрывалом, чтобы было много сливок (например, Качер - Сербия), снимали с него опанак и бросали его на балку, "чтобы лучше росла конопля" (Ярменовцы), или вешали опанак на вешалку, "чтобы в кукурузе не завелись черви", и т. д. Полазника хорошо угощали и дарили ему подарки - калач, колбасу, яблоки, иногда деньги.

Источник - всемирная паутина



Просмотров: 5491,  Разместил(а): zyabka
Понравилось: 0      
Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов