≈ Журнал Friends-Forum.com ≈
 
Главная
 
Выпуск #4
05/12/2004
Просмотров: (17643)
МУЗЫКА
ЛИТЕРАТУРА
Beauty Center
УВЛЕЧЕНИЯ
ФОТОГРАФИЯ
КИНО
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
КТО ЕСТЬ КТО
ОТ РЕДАКЦИИ
 
 
 
Архив
 
  Поиск:
 


  Добавить статью
  Пишите нам
 
 
Вход для авторов


Женский журнал Jane
Интернет каталог сайтов - JumpLink.ru
WWWCat: каталог интернет-ресурсов
Narod.co.il Top 100


Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!
Fair.ru Ярмарка сайтов
Знакомства Cайт знакомств, девушки, мужчины, женщины, любовь, знакомство cлужба знакомст


Сейчас в эфире[1]:
 Гостей: 1
 Участников: 0


  '' Был месяц май ''

В первые мирные дни после капитуляции Германии группа советских солдат остановилась в одной из немецких деревень. Лейтенант и несколько солдат живут на ферме зажиточного фермера Рашке, в его благообразной благополучной семье. Рашке слишком преувеличенно радуется окончанию войны.

 Большую часть фильма ничего не происходит. Каждое утро Рашке говорит "Гутен морген" - и спрашивает, посасывая трубочку, как спалось лейтенанту. Тот отправляется в гости к друзьям, где обмывают орден, полученный в госпитале. Тихо и мирно. Но однажды на ферму приходят узники концлагеря, расположенного неподалеку. Они работали на Рашке, а на его совести не одна смерть... Обстоятельное, неторопливое повествование отличается документальной точностью, проникнуто глубоким внутренним драматизмом, тонкой лиричностью.

«Жизнь продолжается, потому что был когда-то месяц май. И нужно помнить, что он был, этот месяц Победы. Как напоминание или как "предупреждение из прошлого" С.Кудрявцев

Это теперь по европейским и российским городам могут ходить люди, целоваться влюблённые. Теперь Голливуд форматирует на свой лад доблесть наших солдат и наши победы во Второй Мировой. А человечество принимает это за чистую монету. Теперь, потому, что в сороковые годы были молодые парни, что не задумываясь положили себя на алтарь той войны. Такие, как герои картины "Был месяц май". Те, что думали не о славе, а о долге. Не обязательно о высоком долге. Скорее, о невозможности существования в стороне от беды, постигшей Родину, существования вне войны. Те, что пошли добровольцами по велению совести. Без победы в мае 45-го не было бы ничего.Помнить об этом необходимо еще и потому, что все может вновь повториться.

Когда мы смотрим фильмы о Великой Отечественной войне, там, как правило, при известии о победе, люди немедленно проникаются важностью момента. Потом тут же осознают торжественность факта, а затем мужественно и скупо отражают на лице цену, заплаченную всей страной за эту победу.
Но были и такие фильмы, как «Был месяц Май», в которых Победа показана по-настоящему. Обычное понимание неизбежной уже победы. Довольно будничное, но в то же время радостное состояние. Молодые солдаты и офицеры, фронтовые будни сквозь опьянение весной, сквозь остроту восприятия мира из-за близости смерти...

Война закончена. Можно расслабиться и дурачиться, отдыхать и пить. Можно предаваться воспоминаниям или строить планы на будущее, можно заигрывать с симпатичными немками или подтрунивать друг над другом. При этом через всю картину рефреном проходит неизбежное осознание войны, Победы и заплаченной за неё цены. Чем дальше она от нас, тем сильней необходимость этого осмысления.

«Картина воспринимается как глубоко современная, актуальная. Не случайно Семен Фрейлих и Александр Мачерет рассматривают "Был месяц май" в одном ряду с "Мне 20 лет" и "Июльским дождем", называя эти три ленты трилогией режиссера. Мачерет считает, что все они направлены против "духовного мещанства". Фрейлих более точно определяет суть трилогии, "в которой Хуциев изобразил битву духовного и бездуховного начал в современном человеке". Он же справедливо отметил, что на сей раз постановщика интересует герой "в момент прозрения". Подводя итог своей работы на телевидении, Хуциев говорил: "Мне на экране прежде всего интересен человек. И это требование не расходится с требованиями телевизионного кинематографа. Я стараюсь рассматривать человека подробно, пристально. В то же время мне важно, чтобы он был "растворен" в среде, погружен в жизненную атмосферу". Фильм естественно движется от общего через единичное вновь к общему. Единичное смыкает прошлое и настоящее». С.Кудрявцев

Чем же так примечателен фильм? Тем, что он лёгко и ясно рассказывает о парнях, ушедших на фронт сразу после школы. Самая прекрасная пора жизни – юность. Их юность пришлась на войну. Им и вспомнить-то нечего, кроме вальса с девушками перед отправкой на передовую. Сожаление об утраченной юности, украденных, не состоявшихся счастливых четырёх годах молодости. Довоенная пора теперь так далека, молодость безвозвратно утрачена. Они никогда больше не смогут быть беспечными мальчишками. Все они навечно обречены нести память о войне и о тех, кто не докурил последней сигареты. Апофеоз, квинтэссенция этой грусти – в сцене воспоминаний главного героя Николаева (Александр Аржиловский) и Яковенко (Петр Тодоровский), в конце которой Яковенко начинает насвистывать чуть печальный вальс, а потом все подхватывают его свист. А затем молодые и веселые офицеры идут под луной, хмельные от вина и от переполняющей их радости, скрепленные фронтовой дружбой и общностью своих судеб. Едут в найденной под мостом немецкой легковой машине, вихляя из стороны в сторону, словно танцуя, от упоения движением, ночью, спокойствием и тишиной. Раскачивается свет фар в такт вальса - но вдруг натыкается на колючую проволоку, и вальс обрывается. Так же четыре года назад война оборвала юность этих парней. А теперь прервался внезапный миг счастья. В следущей сцене офицеры, не слышавшие о концлагерях, всю ночь при свете фонариков под лай собак и нарастающую тревогу, под пугающие крики стаи воронья исследуют странные сооружения, бараки, печи и т.д. В растерянности и смятении от открывшегося им истинного прозрения возвращаются домой...
Фашизм. Дух национализма и шовинизма, готовность к подчинению, национальная спесь. Даже немец, который провел шесть лет в концлагере, все еще твердит, что нельзя "плохо говорить о Германии". Покуда существуют добропорядочные обыватели, не исчезнет угроза рецидива этой "национальной болезни". Как она возникла и развивалась, хорошо рассказано в картине «Кабаре». То, что знали наши воины о фашизме, оказалось "ничем" по сравнению с открывшейся им истиной.

Григорий Бакланов, чей рассказ "Почем фунт лиха" лег в основу сценария картины "Был месяц май", рассказывал о замысле: "Сейчас, когда людям кажется, что они все знают о минувшей войне, удивлять может только наше тогдашнее удивление. И неосведомленность. Мы, чей путь не лежал через Майданек или Освенцим, кто не освобождал узников, еще не знали, что были газовые камеры, куда эшелонами привозили людей. Что была целая промышленность уничтожения, где утилизировалось все: и женские волосы и пепел, оставшийся от сожжения и взрослых и детей" .

Детей, так и не ставших взрослыми, не создавших ничего прекрасного и великого, для которого были рождены. Почему фашизм существовал и до сих пор еще не изжит? После того, что всем со школьной скамьи известно о подробностях работы этой бесчеловечной зверской машины? Страх, беспечность, надежда, что всё обойдётся и страусиная психология – неотъемлимые составляющие человеческой натуры обывателя являются его благодатной почвой. Фашизм, тоталитаризм... В тридцатые годы в Советском Союзе, так же как и в Германии большинство исполняли все то, что им приказывали, поэтому не чувствовали себя виновными. Строили концлагеря, сидели в них, платили за смерть, доносили на соседей... Может, ещё и по этому «Был месяц май» так бередит душу...

Обобщенное опять возвращается к частному. Вечером к Николаеву приходит бывший заключённый поляк Штефан, в смерти семьи которого повинен хозяин усадьбы Рашке и Штефан хочет взглянуть ему в глаза. Солдаты Николаева бросаются на безрезультатные поиски внезапно исчезнувшей семьи хозяина, а Николаев беседует с Штефаном и его товарищами из концлагеря. Перед нами возникает трагичный мир искалеченных судеб, леденящее спокойствие и вселенская усталость этихизмождённых голодных людей. Их взаимопонимание и восприятие мира как чего-то чуждого и враждебного. Они даже доверять разучились. Пытаются, но не получается...

Очень сильна сцена документальных съёмок современного (на момент создания фильма) мира в контексте памяти о погибших ради этого Мира. Никакого пафоса или претензии, но как мучительно больно! «Хроника запечатлевает не лицо человека, а лик Времени. Вводя документальные кадры, Хуциев не собирался "подчеркнуть достоверность пролога", а "ставил перед собой другую задачу". Думается, он хотел из исторического вычленить человеческое. С другой стороны, через частное по-новому высвечивается общее.» С.Кудрявцев
Этот приём на мой взгляд, лучшая находка Марлена Хуциева. Он повторяется и в «Июльском дожде», где сняты документальные кадры Москвы в разные времена года, и в частности в День Победы и встреч ветеранов. «Хуциев не впервые использует прием контрапункта. На нем построен знаменитый финал "Июльского дождя", где документальные планы встречи ветеранов в сквере у Большого театра монтируются с панорамой портретов - с лицами мужчин первого послевоенного поколения. В том эпизоде была бездна смыслов, был трагизм» Елена Стишова Также этот приём присутствует и в картине «Застава Ильича», столь цитируемой во многих передачах. Съёмки выступления Окуджавы, Евтушенко, Рождественского, думаю, видели все. А благодаря «Июльскому дождю» мы видим, каким был Визбор и как он исполнял свои песни.

Допускаю, что все старые фильмы нужны только поколениям уходящим, кому важно сохранить память о веке двадцатом. А может, так оно и надо? Нужно ли естественному процессу забвения противопоставлять память? Ведь долгие годы мы были "зафиксированы" войной, и то был махровый коллективный невроз.

«Герои Великой Отечественной для большинства ныне живущих - не более чем персонаж из музея восковых фигур. Да и сама героика стала всего лишь фигурой речи, дежурной риторикой по особо торжественным случаям.» Елена Стишова

Я никогда с этим не соглашусь. Память - обязанность всех живущих. Поэтому документальный финал картины "Был месяц май" звучит отнюдь не успокаивающе, наоборот - тревожно. «Люди давно уже умерли, но остался пепел, развеянный ветром, который везде: в этой земле, в колосьях пшеницы... И из движения руки бывшего узника Штефана по колосьям, словно из пепла, затем появляются на экране лица современных людей, идущих по улицам европейских городов. Если эти люди забудут обо всем, что произошло в минувшую мировую войну, их ожидает та же участь, что и мирных прохожих довоенной Европы, которые ничего не хотели замечать и спешили по улицам, не останавливаясь. Они, оставшиеся на кинопленке, еще не знают то, что знаем мы, глядя на мир, живущий пока в счастливом неведении. Им только предстоит пережить все ужасы войны, а выжившим - испытать упоительное чувство победы." С.Кудрявцев
Фильмы Марлена Хуциева отличаются искренностью и сопереживанием.

«Ни при какой погоде этот художник не был "агитатором, горланом, главарем", не задавался целью "глаголом жечь сердца людей". Полнота самовыражения - вот тот костер, на котором он всю свою жизнь горит и не сгорает.» Елена Стишова

Его картины не наивны и не претенциозны как многие фильмы о войне прошлых лет. Все они очень интересны и правдивы. Они художественно показывают жизнь такой, какая она была в середине века.

Кадры из фильма:

 

 


Фильмография Марлена Хуциева:
"Весна на Заречной улице"
"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет")
"Июльский дождь"
"Был месяц май"
"Послесловие"
"Бесконечность"
2005(?) «Невечерняя»

© Riverrat



Просмотров: 7335,  Автор: Riverrat (Ёжик)
Понравилось: 0      
Другие статьи автора Riverrat (Ёжик): (5) (Клик для открытия)

Добавить комментарии

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш сайт:
Сообщение:


Использовать HTML-теги запрещено!
Security Code:


 






© Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование материалов,
опубликованных в сетевом журнале Friends-Forum.com " ФРЕЙМ " допускается только
с указанием гиперссылки (hyperlink) на frame.friends-forum.com
Рекомендуемая резолюция монитора 1024х768 пикселей.




Израиль по русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов